Жан-Батист Грёз

Биография
Жан-Батист Грез (фр. Jean-Baptiste Greuze, 21 августа 1725, Турню, Бургундия — 21 марта 1805, Париж) — французский живописец и рисовальщик. Ведущий жанрист и портретист позднего рококо, один из крупнейших художников эпохи Просвещения. Академик Королевской Академии живописи и скульптуры с 1767 года.
Ранние годы и образование
Жан-Батист Грез родился в Турню, торговом городке в Бургундии в 1725 году. В раннем возрасте проявил талант к рисованию. Его способности были поощрены лионским художником по имени Шарль Грандон, который пользовался значительной репутацией. Отец Греза был против того, чтобы его сын стал художником, но Грандон убедил его уступить желаниям Жана-Батиста.
Первоначально Жан-Батист учился в Лионе под руководством Грандона, а затем продолжил образование в парижской Академии художеств. Своим первым произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию».
Успех и признание
Став академиком в 1769 году, Грез задумал посвятить себя исторической живописи и отправился в Рим. По возвращении в Париж он выставил картину «Септимий Север и Каракалла», которая не получила широкого признания. Вернувшись к бытовому жанру, Грез вскоре завоевал себе одно из первых мест в искусствоведческом мире.
Участие в революции и последние годы
Во время французской революции Грез жил уединенно и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грез получил помещение в Лувре, где он умер почти в нищете, забытый своими современниками.
Ученики и наследие
Среди наиболее талантливых учеников Греза, получивших самостоятельную известность, были швейцарец Жан Прюдомм и француженки Констанция Майер и Женевьева Броссар де Болье. Работы его еще одной ученицы, Жанны Филиберты Леду, были настолько близки по стилю к произведениям учителя, что их часто принимают за работы самого Греза.
Важные факты
- Грез был масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестер».
- В 1868 году на родине Греза в Тюрню был воздвигнут памятник.
- Богатое собрание собственноручных рисунков Греза хранилось в библиотеке Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Уникальный стиль и наследие
В жанре семейного быта с его драмами у Греза совсем немного соперников во французской живописи. Он в совершенстве группирует фигуры, однако его сцены отчасти банальны, отчасти сентиментальны и театральны. Как портретист, Грез понимал необходимость передать сходство, жизнь и выразительность в своих работах. Его женские головки, возможно, носят печать слегка искусственной, преувеличенной выразительности, но они необыкновенно грациозны.
Работы Греза были гравированы лучшими мастерами, среди которых Леба, Флипар и Массар-отец.