Виктор Васильевич Бычков
Биография
Родился 4 сентября 1942 года в Москве. Виктор Васильевич Бычков – советский и российский философ, историк эстетики, доктор философских наук. Он окончил радиотехнический факультет МЭИ в 1965 году и аспирантуру философского факультета МГУ, специализируясь на кафедре эстетики.
Профессиональная деятельность
С 1972 года Виктор Васильевич работает в Институте философии РАН, где с 1998 года является заведующим сектором эстетики. Он является доктором философии и имеет две значительные диссертации. В 1972 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему "Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве". Следующей его докторской диссертацией стала "Эстетические идеи патристики" в 1981 году.
Достижения и награды
Виктор Васильевич Бычков был удостоен Государственной премии России в области науки и техники в 1996 году. Он получил эту высокую награду за монографию "Культура Византии IV—XV веков", состоящую из трех томов.
Предмет исследования и вклад в эстетику
Виктор Васильевич Бычков определяет эстетику как способ "причастности к бытию". Он утверждает, что эстетический опыт существует на протяжении всей истории человечества и неотделим от религиозного опыта. Особое внимание Виктор Васильевич уделяет "византийской эстетике", или эстетике Отцов Церкви. Он выделяет категории образа, духовной красоты и творчества как ключевые в рамках "византийской эстетики". Он рассматривает икону как яркое выражение эстетики Византии, отмечая ее "созерцательно-возводительную" функцию.
Взгляд на современность
Виктор Васильевич Бычков описывает современность с помощью термина "пост-культура". Он считает, что роль художника и творца в пост-культуре принижена, а художник становится "инструментом в руках кураторов". Он выделяет такие характерные черты пост-культуры, как контекстуализм, уравнивание смыслов, интертекстуальность и сознательное перемешивание элементов высокой и массовой культуры. Виктор Васильевич относится к перспективам пост-культуры с пессимизмом, видя их как "дрейф ценностей в бесконечную неопределенность".