Томас Гоббс

5561
Томас Гоббс
Дата рождения:
05 апреля 1588 (91 лет)
Дата смерти:
04 декабря 1679
Годы жизни:
1588-1679
Род деятельности:

Биография

Томас Гоббс, английский философ, родился 5 апреля 1588 года в Уилтшире, Англия. Он является одним из основателей современной политической философии, теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Также он внес значительный вклад в области этики, теологии, физики, геометрии и истории.

Детство и образование

Томас Гоббс родился в Уэстпорте, который сейчас является частью Малмсбери в Уилтшире. В детстве он воспитывался состоятельным дядей, который обладал обширными знаниями в античной литературе и классических языках. В 1603 году Гоббс поступил в Оксфордский университет (Magdalen Hall) и окончил его в 1608 году. Он получил образование в области схоластической логики и физики.

Ученик и путешественник

После завершения обучения в университете, Гоббс стал наставником Уильяма, старшего сына барона Гардвика, впоследствии первого графа Девонширского. Он поддерживал тесные связи с этим семейством до конца своей жизни. Благодаря им, Гоббс смог познакомиться с такими выдающимися личностями, как Бен Джонсон, Фрэнсис Бэкон и Герберт Чарберси. В 1621-1626 годах он сотрудничал с Ф. Бэконом, что имело для его философских идей великое значение. Позднее он стал наставником и воспитателем своего ученика Кавендиша, сопровождая его в путешествии по Италии в 1636 году, где они встретились с Галилео Галилеем.

Эмиграция, философская система и возвращение

В 1640 году, когда началась революция в Англии, Гоббс эмигрировал в Париж, где пробыл до 1651 года. Во время пребывания во французской столице окончательно созрел план его философской системы. Затем он вернулся в Лондон, когда революция достигла своего пика под руководством Кромвеля. В 1651 году он опубликовал свое главное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» на английском языке.

Философская концепция

Гоббс сформулировал первую законченную систему механистического материализма, соответствующую требованиям естествознания того времени. Он отвергал существование отдельной мыслящей субстанции, говоря, что мышление является свойством материи. Он рассматривал природу как совокупность протяженных тел, отличающихся размерами, формами, положением и движением. В своих работах он разграничивал протяженность, существующую в самих вещах, и пространство, которое является образом, созданным разумом. Он также выделял два метода познания - логическую дедукцию и эмпирическую индукцию. В области этики, Гоббс полагал, что основой нравственности является «естественный закон», который заключается в стремлении к самосохранению и удовлетворению потребностей. Религия в его философии играла роль инструмента государственной власти, обуздывающего народ.

Теория государства и общественного договора

Гоббс рассматривал государство как результат договора между людьми, который положил конец «войне всех против всех» в естественном состоянии. Он признавал изначальное равенство людей и считал, что каждый человек имеет право на все, что ему нужно для самосохранения. Государство, согласно его концепции, возникло из добровольного ограничения своих прав и свобод в пользу общего блага и безопасности. Гоббс отдавал предпочтение монархии как наиболее соответствующей идеалу абсолютной неразделенной власти. Он придерживался принципа правового позитивизма и считал государство абсолютным сувереном.

Мятежи и религиозные взгляды

Гоббс также изучал проблему мятежей и восстаний в государстве. Он считал, что такие возмущения возникают из-за учений, противоречащих миру, склонностей, склоняющих людей к бунту, и вождей, подстрекающих их. Его философия также включала рассмотрение религиозных вопросов, и он утверждал, что духовное спасение возможно только через исповедание Иисуса Христа и соблюдение гражданских законов. Остальные религиозные доктрины считал он необязательными или даже вредными.

Найти другие знаменитости

Популярные категории