Татьяна Давидовна Марцинковская
Биография
Татьяна Давидовна Марцинковская (род. 29 июля 1951) — советский и российский психолог, специалист в области методологии и истории психологии, философии и психологии культуры, исторической психологии личности. Автор более 200 работ, в том числе более 40 монографий и учебных пособий.
Образование и научная карьера
Татьяна Марцинковская защитила кандидатскую диссертацию в 1990 году на тему «Проблема психического развития в работах российских ученых 1910—1930-х годов». В 1995 году она защитила докторскую диссертацию на тему «Национальная идентичность и ее связь с развитием российской психологии в конце XIX — начале XX веков».
С 1999 года Татьяна Марцинковская работает в Психологическом институте (ПИ РАО). Она начала свою карьеру в лаборатории исторической психологии личности, а затем стала руководителем лаборатории психологии подростка в 2008 году. Одновременно с этим, с 1997 по 2012 годы, она занимала должность заведующей кафедрой возрастной психологии в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). С 2013 года Татьяна Марцинковская является заведующей кафедрой психологии развития личности на факультете психологии МГОУ и преподает на кафедре психологии личности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова с 2015 года. С 2016 года она также занимает должность директора Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Научные исследования и достижения
Научные исследования Татьяны Марцинковской фокусируются на истории и методологии психологической науки, процессе становления ее предмета и методов исследования психики, а также связи психологии с философией и естествознанием. Она провела анализ истории развития возрастной психологии в России, выделила основные этапы развития и проблемы, которыми занимались российские ученые в начале XX века. Татьяна Марцинковская также изучает социализацию и формирование идентичности на разных этапах онтогенеза с помощью историко-генетического подхода. Ее исследования помогли выявить роль переживания в социализации детей, подростков и молодежи, а также показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития.
В настоящее время Татьяна Марцинковская разрабатывает междисциплинарный конструкт социального и персонального пространства-времени, который объединяет процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе.
Награды и достижения
В 2016 году Татьяна Марцинковская была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области образования с присвоением звания «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования». Она также получила грант РГНФ Культура как образующая часть личности: современные тенденции и механизмы (2014-2017) и грант РНФ Закономерности и механизмы позитивной социализации современных детей и подростков (2014-2017).