Шнеур Залман из Ляд

Биография
Раби Шнеур Залман из Ляд — еврейский философ, раввин, каббалист и основатель хасидского движения Хабад. Он родился 18 Элула 5505 года в Лиозно, Речь Посполитая. С самого молодого возраста Шнеур Залман показал свою способность в учении, обучаясь Торе в Любавичах. В 1760 году он вступил в брак с ребецн Стерне, дочерью витебского богача.
Образование и участие в переговорах
В 1767 году Шнеур Залман вернулся в Лиозно после обучения у Магида из Межерича и начал заниматься проповедничеством. В 1772 году он был послан в хасидской делегации на переговоры с Виленским гаоном в Вильно, чтобы уладить разногласия в иудейской среде. Однако, переговоры не состоялись, и Шнеур Залман поселился в Могилеве.
Путь основателя
В 1777 году Шнеур Залман предпринял попытку эмигрировать в Палестину, но на границе Османской империи его отговорил Менахем Мендль из Витебска. После возвращения в Лиозно в 1797 году он написал книгу «Тания», в которой изложил основы Хабада.
Аресты и освобождение
В разные периоды своей жизни Шнеур Залман был арестован. В 1801 году он был лишен свободы и отправлен в Санкт-Петербург. Освобождение наступило только после смерти Павла I. Шнеур Залман уставился в Лядах и продолжил свою деятельность.
Французское вторжение и смерть
Во время французского вторжения в 1812 году Шнеур Залман призывал хасидов поддержать царя. Он активно выступал в пользу России, считая, что победа французов приведет к отдалению сердец людей от Бога. Вследствие наступления французской армии, Шнеур Залман был вынужден покинуть свое место и скитаться по центральной России, где и скончался. Его могила находится в Гадяче, Украина.
Философия и учение
Философия Шнеур Залмана заключается в привнесении интеллектуального начала в хасидскую мистику Каббалы. Он сосредоточился на категориях мудрости, понимания и знания, отдавая большое значение любви, страху и размышлениям. Шнеур Залман проповедовал, что обычные науки не способствуют просвещению ума, а истинное познание Бога возможно только через Тору.
В своих учениях он разделял душу на божественную искру, стремящуюся к Богу, и животную душу, которой свойственно стремление ко злу. Шнеур Залман уделил внимание не только идеалу цадика, но и среднестатистическому человеку, обывателю, который между добром и злом должен найти свой путь.
Он также рассматривал 10 сфирот как проявление Бога и считал, что все зло мира происходит из обособленности.