Шалва Александрович Амонашвили
Биография
Шалва Александрович Амонашвили (род. 8 марта 1931, Тифлис, ЗСФСР) — советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук (1960), доктор психологических наук (1972), с 1989 года академик АПН СССР (сейчас Российская академия образования), член Академии Педагогических Наук Украины, заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) (с 1998), почетный доктор Софийского Университета имени святого Климента Охридского, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики (2001), лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008, 2013), «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2003), «Рыцарь детства» (2007). Почетный гражданин Тбилиси (2022).
Ранние годы и образование
Родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.
Научная деятельность
Ш. А. Амонашвили относится к числу редких ученых, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давида Онисимовича Лордкипанидзе и Барната Иосифовича Хачапуридзе. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Ученом Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. Взаимодействовал с известными московскими педагогами и психологами, такими как В. В. Давыдов. В настоящее время работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).
Вклад в педагогику
Ш. А. Амонашвили разработал оригинальную концепцию гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка и абсолютное отрицание авторитарной, императивной педагогики. Его установка в воспитании состоит в принятии каждого ученика таким, каков он есть. Он призывает педагогов быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Основные идеи гуманной педагогики опираются на понимание детства как важнейшего этапа жизни и строятся на уважении и принятии каждого ребенка со всеми его проблемами и переживаниями.
Международный Центр Гуманной Педагогики
В 2001 году Ш. А. Амонашвили основал Международный Центр Гуманной Педагогики с целью дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики. Центр проводит образовательные программы, семинары и фестивали, осуществляет психолого-педагогическую консультацию и просветительскую работу в рамках гуманного мировоззрения.