Сергей Иосифович Гессен

Биография
Сергей Иосифович Гессен (польск. Sergiusz Hessen), родился 16 августа 1887 года в Усть-Сысольске и ушел из жизни 2 июня 1950 года в Лодзи. Он был русским философом-неокантианцем, педагогом, правоведом, публицистом и соредактором журнала «Логос».
Молодые годы
Сергей Иосифович Гессен был сыном Иосифа Сауловича Гессена и православной женщины Анны Ивановны Макаровой. В 1889 году Иосиф Гессен сдал экзамены за полный курс юридического факультета Петербургского университета, а в 1892 году переехал в Кишинев, где женился на Анне Исааковне Штейн, внучке казенного раввина Кишинева. В 1894 году семья приняла православие и Сергей воспитывался отцом и приемной матерью Анной Исааковной Гессен.
Образование и карьера
Гессен окончил юридический факультет Петербургского университета и совершенствовал философское образование в университетах Гейдельберга и Фрайбурга. В 1910 году он защитил в Германии докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности». Гессен входил в круг молодых русских и немецких философов и принимал активное участие в подготовке и издании журнала «Логос». Он также работал приват-доцентом Петербургского университета и заведовал кафедрой педагогики в Томском государственном университете.
Эмиграция и учебная деятельность
В 1922 году Гессен эмигрировал в Прагу, где стал одним из инициаторов издания журнала «Русская школа за рубежом». В 1923 году он стал профессором Русского научного института в Берлине и преподавал логику и основы педагогики. С 1924 года Гессен работал профессором Русского педагогического института в Праге. В 1934 году он переехал в Польшу и начал преподавать в Варшаве, а после войны — в Лодзи, где стал профессором истории педагогики в Университете Лодзи.
Философия и образование
Сергей Иосифович Гессен соединял принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Он развивал идеи о свободе и достоинстве личности, которые могут быть реализованы через правильно организованное принуждение в образовании. Гессен также обращался к вопросам нравственной философии, теории права и общественного развития.
В своей философии образования Гессен подчеркивал, что свобода и достоинство ребенка являются ценностями № 1 и могут быть реализованы только через правильно организованное принуждение. Он выразил критику по отношению к системам воспитания, таким как теория свободного воспитания Жана-Жака Руссо и подход Льва Толстого. Гессен разобрал концепции воспитания Фридриха Фребеля и Марии Монтессори и пришел к выводу, что воспитание должно быть всесторонним и направлено на развитие личности ребенка, а не только на развитие отдельных аспектов его физиологии и психологии.
Книга Гессена "Основы педагогики" стала одним из фундаментальных трудов в области педагогики и оказала значительное влияние на организацию системы образования русского зарубежья.