Пол Джексон Поллок

Биография
Джексон Поллок — американский художник, абстрактный экспрессионист, решающая фигура для развития живописи на рубеже эпох после Второй мировой войны, лидер поколения художников, деятельность которых превратила Нью-Йорк в мировой центр авангардизма. Начав с фигуративной живописи и увлечения монументальной живописью латиноамериканских художников, Поллок в конце 1940-х — начале 1950-х годов выработал собственный метод живописи, названный «живописью действия», в процессе которого разбрызгивал или выливал краску прямо на холсты, расстеленные на полу, передвигаясь вокруг холста, практически танцуя, техника получила название «дриппинга». Громадные работы Поллока представляют собой абстрактные композиции, в которых практически нельзя уловить предметности: это грандиозные памятники самого процесса создания, «делания» живописи. В его искусстве слился опыт Сезанна, итальянских футуристов и Хуана Миро, опыт которого даже был превзойден экспрессивным напором американца. Посредством «action painting» Поллок выходит за пределы обычной изобразительности, наделяя свои произведения пульсирующей жизненностью вплоть до кажущейся одушевленности.
Ранние годы и образование
Пол Джексон Поллок родился в американском городе Коди, в штате Вайоминг и был младшим из пяти сыновей ЛеРоя Поллока и Стеллы Мэй Мак-Клур. Семья часто переезжала в поисках заработка, детство и юность художника прошли в Калифорнии. Сложный, неуравновешенный характер Поллока сформировался под воздействием отца — ЛеРоя Поллока, алкоголика, часто уходившего в запои, сопровождавшимися дебошами, что сказалось на психологическом состоянии Джексона, его замкнутости и неуживчивости, а также подверженности вспышкам агрессии. За время учебы его не раз исключали из школы за невежественность и грубость. В 1922 году Поллок, который уже увлекался искусством, от своего старшего брата узнал о современных художниках и начал заниматься живописью. В 1927 году, в 15 лет, подрабатывая в Гранд-Каньоне на земляных работах, Поллок пристрастился к алкоголю и страдал от зависимости всю жизнь.
В 1928 году Поллок переехал в Лос-Анжелес и начал обучение в Высшей школе прикладного искусства. Он увлекся искусством южноамериканских художников левых взглядов, а также познакомился с абстрактным направлением в живописи и теософией Джидду Кришнамурти и Рудольфа Штайнера. В 1930 году Поллок переехал в Нью-Йорк, где продолжил обучение в Лиге студентов-художников Нью-Йорка и стал учеником Томаса Харта Бентона. Здесь он также познакомился с творчеством Пабло Пикассо и Жоана Миро, которые оказали влияние на его дальнейшее творчество.
Искусство живописи действия
В 1947 году Поллок начал использовать технику дриппинга, при которой он наносил краску на холст, разбрызгивая или выливая ее прямо с холста, расстеленного на полу, передвигаясь вокруг него как в танце. Эта новаторская техника дала возможность Поллоку передать энергию, движение и экспрессию в своих работах. Его огромные абстрактные композиции стали памятниками самого процесса создания, а не предметного изображения. «Action painting» Поллока вышло за пределы обычной живописи, оживляя его произведения и придавая им пульсирующую жизненность.
Выставки и признание
Работы Джексона Поллока были выставлены на множестве выставок и получили признание как национальных, так и международных критиков и коллекционеров искусства. Его работы были представлены на Венецианской биеннале и выставках в Париже, Цюрихе, Дюссельдорфе, Хельсинки и Осло. Он также разработал серию работ для меценатки Пегги Гуггенхайм и заключил с ней контракт, который во многом способствовал его известности. Однако, несмотря на популярность и успех, Поллок не смог справиться с зависимостью от алкоголя и скончался в 1956 году.
Наследие и влияние
Творчество Джексона Поллока оказало огромное влияние на искусство XX века. Его инновационная техника дриппинга открыла новые возможности выражения и переосмысления живописи. Поллок вышел за рамки традиционных представлений о живописи, давая возможность и другим художникам искать свои собственные пути и выражать себя через новые формы и техники. Его работы стали символом авангарда и загадкой для зрителей, часто вызывая разные толкования и споры. Джексон Поллок остается одним из наиболее значимых и влиятельных художников ХХ века.