Олег Павлович Николаевский

Биография
Олег Павлович Николаевский (16 ноября 1922, Екатеринбург — 8 марта 1998, там же) — советский и российский режиссер художественных, документальных и мультипликационных фильмов, актер и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).
Молодость и деятельность в армии
C 1941 года Олег Николаевский находился в действующей армии и прошел всю Великую Отечественную войну в звании рядового. В 1985 году он был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Первые шаги в кино
После окончания военной службы в 1949 году, Олег Николаевский работал внештатным корреспондентом в редакции детского вещания Свердловского областного радиокомитета до 1951 года. В 1956 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа в мастерской Льва Кулешова и Александры Хохловой. Затем, в 1957 году, Николаевский присоединился к Свердловской киностудии, где стал вторым режиссером художественного кино.
Успехи в разных жанрах
Олег Николаевский попробовал себя в разных жанрах кино, в том числе приключениях, драме, сказке и комедии. Его дебютный фильм «Журавлиная песнь» (1959) стал первым советским фильмом-балетом, снятым на натуре. Однако самой успешной работой режиссера стала музыкальная комедия «Трембита» (1968), основанная на оперетте Юрия Милютина. Фильм посмотрели 51,2 миллиона человек, что поместило его на третье место среди самых успешных картин 1968 года и на 46-е место среди абсолютных лидеров советского проката.
Работа на хронике и в мультипликации
Николаевский также занимался работой на хронике, снимал документальные фильмы, снимался в качестве актера и занимался озвучкой. Он также стоял у истоков самобытного мультипликационного кино Свердловской киностудии, поставив три кукольных мультфильма по мотивам сказов Павла Бажова.
Уход из жизни
Олег Николаевский скоропостижно скончался 8 марта 1998 года. Его похоронили на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге.
«Посмотрев фильм „Девочка из города“ (это одна из лучших его картин), я увидел его еще и как замечательного актера, совершенно естественного, и, не задумываясь, пригласил его в картину „Казачья быль“. Он с радостью ухватился (кино это проклятое — он очень его любил!). Снимали под Талицей. И каждый день, глядя в окно, я видел, как Олег Павлович совершает утреннюю пробежку. Он всегда был в компании, всегда на каком-то тонусе оптимистичном. И никто не знал, что он болен…»