Наиль Сибгатович Ахметов

Биография
Наиль Сибгатович Ахметов, советский и российский химик, родился 27 ноября 1926 года в городе Малмыж, Малмыжском уезде, Вятской губернии (ныне Кировская область).
Образование и академическая карьера
В 1943 году Ахметов окончил с золотой медалью среднюю школу № 3 в Казани. В 1948 году он получил диплом технологического факультета Казанского химико-технологического института (КХТИ) по специальности "Технология неорганических веществ" с отличием.
С 1948 по 1969 год Ахметов работал на кафедре неорганической химии КХТИ, начиная с аспирантуры и до назначения докентом. В 1953 году он защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата химических наук.
С 1967 по 1987 годы Ахметов был деканом факультета повышения квалификации преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений.
Научные достижения
Наиль Сибгатович Ахметов был заслуженным деятелем науки РСФСР и ТАССР, а также академиком Академии наук Татарстана.
Он преуспел в исследованиях неорганической и координационной химии. Вместе с учениками он разработал научное направление по синтезу и исследованию интермедиатных каталитически активных форм соединений платиновых металлов, таких как палладий, платина и родий.
Ахметов также внес значительный вклад в разработку методов замещения серебряных фотоизображений комплексными соединениями переходных металлов, что позволяет экономить драгоценное серебро.
Учебная деятельность
Одним из важных достижений Ахметова является написание учебника "Общая и неорганическая химия", который стал основой для обучения в вузах, включая зарубежные. Учебник выдержал 4 издания и был переведен на дари, латышский, эстонский, английский и арабский языки.
Также Ахметов является соавтором учебного пособия "Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии", изданного на английском и арабском языках. Всего он написал более 40 учебников и учебных пособий, включая учебники по химии для средней школы, которые основываются на передовых идеях современной науки и стимулируют учителей в повышении своего профессионального уровня, а также развитии творческого мышления учащихся и интереса к химическому эксперименту.