Моисей Соломонович Наппельбаум

Биография
Моисей Соломонович Наппельбаум (14 декабря 1869, Минск — 13 июня 1958[…], Москва) — советский фотомастер, создавший собственную творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.
Ученин Осипа Боретти и путешественник
В 1884 году Моисей поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти. Прилежный ученик последовательно овладел копировкой снимков, ретушью, а потом был допущен к самостоятельной съемке, и много позже фотохудожник с благодарностью вспоминал своего первого учителя. В 1888 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске, Москве, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Во время пребывания в Америке работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге. В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.
Сотрудничество с журналом «Солнце России» и известные портреты
В 1910 году Моисей переехал в Санкт-Петербург и сотрудничал с журналом «Солнце России». В Москве ателье Наппельбаума размещалось в доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста, в Петрограде — на Невском, 72. В январе 1918 года Моисей сделал превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других. В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организовал при ВЦИКе — первую государственную фотографию. В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов АН СССР.
Технические особенности творчества
Мастерство Моисея Наппельбаума опиралось на особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Он также был мастером композиционного решения кадра и изобразительного нюанса. Портреты Наппельбаума, на первый взгляд кажущиеся простыми, полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Он искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа. К техническим особенностям следует отнести его предпочтение съемке с одним источником света, использование объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки.