Мохаммед Рафи

Биография
Шри Мохаммед Рафи (в.-пандж. ਮੁਹੰਮਦ ਰਫ਼ੀ [mʊham̩məd rəfi], хинди मोहम्मद रफ़ी, англ. Mohammed, Mohammad или Mohd. Rafi, 1 мая 1919 года в дер. Котла Султан Сингх близ Амритсара, провинция Пенджаб, Британской Индии − 31 июля 1980 года, Бомбей, Индия) — известный индийский певец пенджабского происхождения, один из «золотых голосов» мужского закадрового исполнения индийского кино (наряду с Манна Деем, Мукешем и Кишором Кумаром), записавший за свою карьеру почти 5 тысяч вокальных партий и удостоенный ряда кинематографических премий (в частности, 6 призов Filmfare Award за лучший мужской закадровый вокал — в 1961, 1962, 1965, 1967, 1969 и 1978 годах), а также нескольких государственных наград, включая Падма Шри (1967).
Ранние годы
Мохаммед Рафи родился в деревне Котла Султан Сингх (близ Амритсара в нынешнем индийском штате Пенджаб), пятым или шестым из 6 сыновей брадобрея и кулинара Хаджи Али Мохаммеда. Вскоре после его рождения семья переехала в Лахор (ныне в Пакистане), где по настоящее время сохранился их родовой дом. Рафи впервые стал проявлять интерес к пению в раннем детстве, имитируя песнопения факиров на лахорских улицах. Его старший брат Мохаммеддин и его приятель Абдул Хамид, обратив внимание на талант мальчика, стали поощрять его пение и сыграли роль в уговорах родителей позволить сыну серьезно осваивать эту профессию.
Музыкальная карьера
Рафи изучил основы классического индийского вокала под наставничеством устадов Баде Гхулам Али Хана, Абдул Вахид Хана, пандита Дживанлала Матту и Фироза Низами. Его первое публичное выступление состоялось в Лахоре, когда ему было 13, по другим данным — около 15 лет, когда на концерте певца Кунданлала Сайгала отключилось электричество и кто-то предложил Рафи спеть, чтобы развлечь нервничающую публику. Присутствовавший среди зрителей Шьям Сундар, впечатленный искусством юноши, пригласил его в Бомбей петь для фильмов и сделал его первую запись в качестве закадрового вокалиста в дуэте с Зинат Бегум «Soniye Nee, Heeriye Nee» для фильма на пенджаби «Gul Baloch» (в 1941, выпущен в прокат в 1944). В том же году Мохаммед Рафи был приглашен петь на лахорскую студию радиовещательной компании All India Radio.
Успехи и признание
В 1944 году Рафи в сопровождении Абдул Хамида приехал в Бомбей, где они сняли на двоих комнату в густонаселенном районе Бхенди-Базар, известном своим тесным сообществом музыкантов. Поэт Танвир Накви представил его нескольким кинопродюсерам, включая Абдуррашида Кардара и Мехбуб Хана, а также актеру и режиссеру Назиру. Уже знакомый с молодым музыкантом Шьям Сундар предоставил ему возможность спеть и записать дуэт с Г. М. Дуррани «Aji dil ho qaabu mein to dildar ki aisi taisi…» для фильма «Gaon Ki Gori», который стал первой вокальной записью Мохаммеда для кино на хинди, за которой последовали и другие.
(Полная фильмография включает не менее 860 фильмов, из которых около 55 закончены после смерти певца или использовали для озвучивания его архивные записи)
Легенда индийской музыки
Мохаммед Рафи неоднократно рассматривался многими как лучший певец Индии или, по крайней мере, индийского кино. Его популярность для аудитории выразилась в частности, в разделенном с Латой Мангешкар титуле «Лучшего певца тысячелетия» от журнала Stardust по результатам спонсированного компанией Hero MotoCorp опроса 2001 года, а также титуле «Лучшего певца кино на хинди» по результатам опроса 2013 года телеканала CNN-IBN.
Того же мнения в целом придерживались его наиболее именитые коллеги по закадровому вокалу, в частности, обладатели высшей профессиональной Премии имени Дадасахеба Фальке Лата Мангешкар и Манна Дей.
Почтение и награды
В 2000-х годах ряд общественных групп и деятелей, включая киноактера Судипа Панди, парламентария Шайлендру Кумара, сенатора и министра Рам Виласа Пасвана и других, официально заявляли, что Мохаммед Рафи должен быть посмертно удостоен высшей гражданской награды Бхарат Ратна, а также премии Фальке, однако к настоящему времени правительством Индии такого решения принято не было.