Михаил Трофимович Каченовский

27
Михаил Трофимович Каченовский
Дата рождения:
12 ноября 1775 (66 лет)
Дата смерти:
01 мая 1842
Годы жизни:
1775-1842
Страны:
Род деятельности:

Биография

Михаил Трофимович Каченовский

Михаил Трофимович Каченовский (1 ноября 1775, Харьков — 19 апреля [1 мая] 1842, Москва) — русский историк, переводчик, литературный критик, редактор-издатель «Вестника Европы» (1805—1830), ректор Московского университета, родоначальник «скептической школы» в российской досоветской историографии, академик Петербургской Академии наук (с 1841).

Ранние годы

Родился в небогатой мещанской семье торговца вином, грека Качони, переселившейся из Балаклавы в Харьков. В 1788 году окончил Харьковский коллегиум, затем служил урядником Екатеринославского казачьего ополчения, а с 1793 года — канцеляристом Харьковского губернского магистрата. В 1795 году был определен сержантом в Таврический гренадерский полк, откуда 26 марта 1796 года переведен в Москву — в Ярославский пехотный полк, где 10 декабря 1798 года был назначен полковым квартирмейстером, попал под суд по обвинению в недочете казенного пороха, но был оправдан.

Университетская и научная карьера

В 1801 году по прошению вышел в отставку и поступил на службу библиотекарем к графу А. К. Разумовскому, у которого был затем правителем канцелярии (старшим письмоводителем), когда тот стал исполнять обязанности попечителя Московского учебного округа (1807—1810).

В 1805 году по предложению М. Н. Муравьева Каченовский получил без экзамена степень доктора философии и свободных наук и был назначен преподавателем риторики и российского языка в университетской гимназии. В 1806 году получил степень доктора философии и изящных искусств, в 1808 году — должность адъюнкта в Московском университете.

С 1810 года — экстраординарный, а с 1811 года — ординарный профессор Московского университета по кафедре теории изящных искусств и археологии. Со 2 ноября 1821 года по 1835 год он заведовал кафедрой истории, статистики и географии Российского государства, одновременно в 1830—1831 годах занимал должность профессора кафедры красноречия, стихотворства и языка российского. С 1836 года Каченовский преподавал российскую историю и статистику. Также он преподавал в Московском дворянском институте теорию изящных искусств, дипломатию и политическую историю.

Журналистская и редакторская деятельность

До 1805 года Каченовский публиковал в журнале «Иппокрена» переводы сочинений зарубежных авторов и собственные прозаические и поэтические произведения, а с 1805 года стал редактором-издателем «Вестника Европы», с перерывами в 1808—1809 и 1813—1814 гг. вплоть до его закрытия в 1830 году.

Каченовский считал обязательным сравнительное изучение русской истории со всеобщей, призывал учитывать всеобщий ход политического и гражданского развития в Европе, критически оценивать внутренние и внешние исторические и географические сведения древности.

Вклад в науку и литературу

Среди работ М. Т. Каченовского: «Параллельные места в русской летописи», «Об источниках по русской истории», «Нестор. Летописец на древнеславянском языке», а также «Учебная книжка древнего греческого языка» (1807, 1809, 1816 и 1822).

Каченовский был избран в 1841 году действительным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Был членом Московского цензурного комитета. Награжден орденами Св. Владимира (4-й ст. — 1817, 3-й ст. — 1838), Св. Анны (2-й ст. — 1831 и 1834).

Одни считали лекции Каченовского сухими и монотонными, другие восхищались ими. В литературной жизни Каченовский вел активную борьбу с обществом «Арзамас», А. С. Пушкин, член этого общества, посвятил Каченовскому несколько едких эпиграмм.

Для науки нет ничего приличнее, как скептицизм, — не поверхностный и легкомысленный, но основанный на сравнении текстов, на критике свидетельства. Исследуйте, сомневайтесь, изъясняйтесь сами, если имеете довольно мужества, ибо нет необходимой надобности верить всему, даже в истории Ромула.

Каченовский считал, что народы любят освящать свое младенчество сверхъестественными происшествиями, божественными посредничествами, или даже одними лишь воспоминаниями о доблести и славе предков, которыми как бы возвеличивается судьба отечества.

Свои оригинальные рассуждения он основывал на предположении, что денежные знаки, упоминаемые в наших древних юридических и исторических памятниках («Русская Правда» и «Летопись»), перешли на Русь только в XIII веке, от более цивилизованной Ганзы («О кожаных деньгах») и исходя из этой посылки, Каченовский считал, что и сами источники, употребляющие эту денежную систему, были составлены не ранее XIII века. Научную ошибочность этих выводов опровергли М. П. Погодин и П. Г. Бутков.

Найти другие знаменитости

Популярные категории