Михаил Осипович Коялович

18
Михаил Осипович Коялович
Дата рождения:
02 октября 1828 (62 лет)
Дата смерти:
04 сентября 1891
Годы жизни:
1828-1891
Страны:
Род деятельности:

Биография

Михаил Осипович (Иосифович) Коялович (20 сентября [2 октября] 1828, Гродненская губерния— 23 августа [4 сентября] 1891, Санкт-Петербург) — российский историк, политический публицист и издатель. Ведущий представитель «западнорусской» исторической школы.

Жизнь и образование

Михаил Коялович родился в местечке Кузница Сокольского уезда Гродненской губернии в семье униатского (греко-католического) священника. Его отец был одноклассником митрополита Иосифа (Семашко) по Главной семинарии при Виленском университете, стал униатским священником, а затем воссоединился с православной церковью.

Образование Михаил Осипович получал в Супрасльском духовном училище, окончил которое в 1845 году, затем в Литовской духовной семинарии до 1851 года. В 1851 году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году.

Преподавательская деятельность

C 6 ноября 1855 года Коялович преподавал в Рижской и Петербургской духовных семинариях, а 12 мая 1856 года он стал преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии. В 1856—1862 году работал на кафедре сравнительного богословия и русского раскола, в 1862—1868 гг. — на кафедре русской гражданской и церковной истории, с 1868 года до смерти — на кафедре русской гражданской истории.

5 февраля 1857 года Коялович был утвержден в звании магистра богословия. С 1865 года — член Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода. В 1873 году стал доктором богословия (диссертация «История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800)») и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а в 1881 году стал заслуженным ординарным профессором.

Научная деятельность

Научные исследования Кояловича посвящены истории униатства, церковной и общей истории Западного края, истории русского самосознания, историографии истории России. Он был приверженцем и одним из идеологов западнорусизма, отстаивал точку зрения, что белорусы являются самобытной частью русского народа наравне с великороссами и малороссами, развивал национально-монархические идеи, идеи единства русского народа. Литовцев Коялович считал ветвью («племенем») западнорусского народа, наряду с белорусами и малоросами, при этом называя их «„сторожевым полком русским“, защищавшим Русь от прусских и ливонских рыцарей».

В своем капитальном исследовании «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» Коялович подробно разбирает русскую историческую науку, представляя славянофильский субъективизм как наиболее правильное понимание и усвоение общечеловеческой цивилизации. Его работы получили признание в славянофильских кругах и восхищение ученых, таких как Иван Аксаков и Лев Тихомиров.

Издательская деятельность

Михаил Коялович печатался в периодических изданиях, в том числе в газете «День», журнале «Гражданин» и совместно с сыном Михаилом издавал политико-литературный еженедельный журнал «Правда».

Наследие и влияние

Коялович оказал значительное влияние на развитие исторической науки и мировоззрение многих историков, церковных, политических и общественных деятелей. Он считается основателем православной исторической школы и вокруг него сложилась плеяда выдающихся историков, его учеников, таких как О. В. Щербицкий, П. Н. Жукович, Ю. Ф. Крачковский, П. А. Червяковский и многие другие.

Найти другие знаменитости

Популярные категории