Михаил Фокин

Биография
Михаил Михайлович (Мишель) Фокин (11 апреля 1880, 26 апреля 1880 или 23 апреля 1880, Санкт-Петербург — 23 августа 1942 или 22 августа 1942, Нью-Йорк, Нью-Йорк) — русский, позднее американский артист балета и хореограф. Основоположник классического романтического балета XX века. Много работал с Анной Павловой и Сергеем Дягилевым.
Детство и образование
Михаил Фокин родился в купеческой семье. Его мать, Екатерина Андреевна, очень любила театр и сама в свое время мечтала о сцене, но сценическая жизнь у нее не сложилась, и всю свою страсть и любовь к театральному искусству она передала своим детям. Михаил проявлял талант и интерес к балету с самого детства, но глава его семьи не считал балет подходящей карьерой для мальчика. Однако, в 1889 году, его мать втайне от отца отвела его на вступительные экзамены в Императорское театральное училище, куда его и зачислили.
Танцевальная карьера
Первое появление Михаила Фокина на профессиональной сцене состоялось в 1890 году, он исполнил роль в балете «Спящая красавица». В 1892 году он также был среди участников премьеры балета «Щелкунчик». Фокин получал обучение у знаменитых балетмейстеров и преподавателей, таких как Павел Гердт, Платон Карсавин и Николай Легат. Он также проявлял интерес к другим искусствам, таким как рисование и музыка.
Хореографическая деятельность
В 1904 году Фокин написал письмо в дирекцию Императорских театров, в котором выразил свои идеи по преобразованию классического танца. Он предлагал объединить музыку, декорации и пластическое искусство, чтобы танец отражал душу. Несмотря на то, что письмо осталось без ответа, Фокин начал ставить свои сценические эксперименты и нашел поддержку у художников и критиков. Он сотрудничал с Александром Бенуа и поставил несколько успешных постановок для труппы Мариинского театра.
Сотрудничество с Сергеем Дягилевым
В 1908 году Фокин познакомился с Сергеем Дягилевым благодаря Александру Бенуа. Дягилев пригласил Фокина в свою антрепризу в качестве хореографа и в 1909 году представил его работы в Париже. Успех был огромным, и имя Фокина стало известным в художественных кругах. Однако, со временем отношения между Фокиным и Дягилевым охладели, и в 1914 году они разошлись.
Эмиграция и дальнейшая карьера
После Октябрьской революции Фокин решил эмигрировать и уехал в Стокгольм. Затем он работал во Франции, Великобритании и Скандинавии. В 1921 году в Нью-Йорке Фокин открыл первую балетную школу в США и создал собственную балетную труппу в 1922 году. Он также сотрудничал с балетными компаниями в Европе и вел успешные гастрольные туры.
Творческое наследие
Михаил Фокин считается основоположником классического романтического балета XX века. Его постановки отличались от традиционного балета своей индивидуальностью и выразительностью. Фокин преобразовал танец, привнося в него новые идеи и формы. Он стал первым, кто декларировал необходимость индивидуального стиля в балете. В его работах сочетались танец, музыка и изобразительное искусство.
Фокин сотрудничал с такими выдающимися артистами, как Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Его балеты, такие как «Петрушка», «Жар-Птица» и «Призрак розы», стали классическими произведениями и оказали глубокое влияние на развитие балетного искусства. Всего Михаил Михайлович оставил после себя семьдесят балетов и внес значительный вклад в историю хореографии.
Михаил Михайлович Фокин умер 22 августа 1942 года, но его наследие продолжает жить, и его работы по-прежнему вызывают восхищение и восхищение у любителей балета по всему миру.