Михаил Бойчук

Биография
Михаил Львович Бойчук (30 октября 1882, Романовка, Цислейтания — 13 июля 1937, Киев) — украинский художник-монументалист и живописец, педагог. Основатель «Бойчукизма». Один из основоположников монументального искусства Украины XX столетия. Представитель расстрелянного возрождения.
Путь к искусству
Рисовать начал с детства, карьера художника сложилась благодаря его учителю рисования, который дал объявление в газете о способном ученике — и им заинтересовался художник-педагог Юлиан Панкевич.
В 1898 году — приехал во Львов, где начал учиться живописи у Ю. Панкевича. Занимался иконописью и книжной миниатюрой.
В 1899 году, поддержанный финансово Научным обществом им. Тараса Шевченко (в последующем — и митрополитом Андреем Шептицким), начал обучение в Академии изобразительных искусств в Вене, а затем у Леона Вычулковского в Краковской академии искусств, которую окончил с серебряной медалью.
1905—1906 годы — призван в австрийскую армию, службу проходил в Далмации.
С 1908 года работал в Париже, где познакомился с Пабло Пикассо и Диего Риверой. Вокруг него образовалась группа единомышленников, ядро будущей школы «бойчукистов». Там же в Париже женился на художнице Софье Налепинской, которая в 1909 году училась живописи в Академии Рансона.
В 1910 году вернулся во Львов, где работал в Национальном музее, занимаясь реставрацией икон, а также выполняя заказы по росписи различных церквей.
В 1914 году — с началом Первой мировой войны, после того как русская армия заняла Галицию, как подданный Австро-Венгрии был сослан в Арзамас.
В 1917 году работал над фресками в Софийском соборе в Киеве, является одним из основателей Украинской академии художеств, статус которой утвердила Украинская Центральная Рада в конце 1917 года.
Гений Бойчукизма
В 1925 году стал одним из создателей и идейных лидеров Ассоциации революционного искусства Украины. Художественное течение, которое стало доминировать в ассоциации, получило его имя — «бойчукизм».
С ноября 1926 года по май 1927 года вместе с женой, а также учениками Иваном Падалкой и Василием Седляром отправился в поездку по Германии, Франции и Италии. Это путешествие стало официальной причиной последующего ареста художника, якобы по подозрению в участии в контрреволюционной организации.
Трагический конец великого художника
25 ноября 1936 г. — был арестован НКВД. Обвинен в «буржуазном национализме», вместе с рядом учеников стал жертвой Большого террора.
13 июля 1937 года — расстрелян в Киеве. С.Налепинская-Бойчук, с которой к тому времени они развелись, также была арестована и расстреляна в 1937 году.
Возвращение творений художника к публике
Работы Михаила Бойчука возвращаются из музейных запасников и начинают выставляться лишь с 1991 года.
Наследие художника
Творческая программа Бойчука состояла в последовательном изучении и использовании византийского и древнеславянского церковной монументальной живописи, искусства итальянского Проторенессанса, украинской книжной гравюры и народной картины. Художник пытался создать новый монументальный стиль, в котором бы все это органично объединить. Своим студентам в 1922 году он высказывал собственное кредо: «Хоть и умерли старые мастера, но живет их вечно молодое искусство и ошибается тот художник, который рассматривает прошлое творчество, как археологию. Идеальное творение — это не археология, а вечно живая правда». Молодых художников Бойчук обучал установленным законам пластической живописи, реализованным в стародавних образцах, учил неуклонно придерживаться их в творчестве, одновременно наполняя свои творения новым смыслом.