Мавлави Хиндустони

Биография
Мухаммаджан Рустамов (более известный как Домулла Хиндустани) – крупнейший теолог-ханафит Ферганской долины и Таджикистана, чей вклад в исламскую религиозную область недооценен. Он родился в семье религиозного деятеля и получил образование в Коканде, Бухаре и в мадрасе Кашмира, где он освоил урду и хинди.
Жизнь Хиндустани была полна испытаний и преследований. Он трижды был арестован в периоды религиозных чисток и провел в ссылке восемь с половиной лет. Более того, во время Великой Отечественной войны он был ранен под Минском и комиссован. Тем не менее, он нашел силы продолжать свою религиозную деятельность и после войны стал имамом в мечети маулана Чархи в Душанбе. Там же он умер и похоронен.
Учение и литературное творчество
Помимо преподавания и религиозной работы, Хиндустани был активным литератором. Он писал трактаты, комментарии к религиозным сочинениям и мистическую поэзию. Крупным его трудом стал шеститомный комментарий к Корану, завершенный в 1984 году. Эта работа была написана на узбекском языке и предназначалась для молодых студентов-богословов и простых мусульман, испытывающих трудности в понимании Священной книги. Благодаря своим знаниям и авторитету, Хиндустани стал ответом на идеологические радикалы и противопоставил свое толкование ислама в книге «Под сенью Корана». Кроме того, сохранились его другие богословские сочинения и комментарии на узбекском и таджикском языках.
Особый интерес представляют аудио- и видеозаписи его наставлений, бесед с учениками и диспутов. Это наследие Хиндустани играет важную роль в современной внутриисламской идеологической борьбе и должно быть изучено и распространено.
Борьба с радикальными идеями
В последние годы своей жизни Хиндустани столкнулся с расколом среди мусульман Средней Азии, вызванным влиянием ваххабитской пропаганды. Он яро выступал против радикальных идей и критиковал группу «уламы» Ферганы и Таджикистана за отступление от догматов и религиозной практики ханафитов. Хиндустани настаивал на неизменности некоторых правил намаза и отвергал «неисламские» обычаи, такие как чтение аятов Корана за упокой души или прощение умершего. Он также отказывался от политических притязаний и полагал, что верующим следует терпеливо и покорно переносить невзгоды, а не прибегать к насилию.
Хиндустани стал одним из первых, кто использовал термин «ваххабии» для описания различных религиозных группировок, и его авторитет помог укрепить это название. Его религиозный авторитет и обширные знания способствовали закреплению этого термина в среде мусульман и даже в официальных кругах.
Поиски и сохранение наследия
На сегодняшний день письменное и устное наследие Домуллы Хиндустани еще не издано и должным образом не изучено. Однако, существует проект, направленный на поиск, изучение и публикацию его трудов на оригинальном и переведенном виде. Это наследие имеет важное значение в современной внутриисламской идеологической борьбе и может стать знаменем против разрушительной деятельности исламских радикалов.