Лесли Уайт

158
Лесли Уайт
Дата рождения:
19 января 1900 (75 лет)
Дата смерти:
31 марта 1975
Годы жизни:
1900-1975
Страны:
Род деятельности:

Биография

Лесли Элвин Уайт (англ. Leslie Alvin White, 19 января 1900, Салида[d], Колорадо — 31 марта 1975, Lone Pine[d], Калифорния) — американский антрополог, этнолог и культуролог. Ввел термин «культурология» (culturology) для обозначения науки о культуре. Выступал в защиту эволюционизма, и стал одним из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии. Доктор философии (1927), с 1930 года в Мичиганском университете — где проработал всю жизнь.

Образование и карьера

Лесли Уайт в конце Первой мировой войны в течение года служил в Военно-морских силах США. В 1919 году поступил в Университет штата Луизиана, в 1921 году перевелся в Колумбийский университет, где изучал психологию и в 1923 году получил степень бакалавра, а в 1924 году степень магистра. В 1927 году получил степень доктора по социологии и антропологии в Чикагском университете, где во время обучения изучал в полевых условиях культуру индейцев пуэбло. С 1927 года преподавал в Университете штата Нью-Йорк в Буффало. В 1929 году Уайт посетил Советский Союз, после возвращения на время присоединился к Социалистической трудовой партии и писал статьи в партийной газете под псевдонимом Джон Стил (John Steel). С 1930 года он преподавал в Мичиганском университете, где проработал всю жизнь. Научная карьера Уайта была затруднена его эволюционистскими взглядами, выступлениями против креационизма и политическими взглядами: в течение 13 лет был ассистентом профессора, тогда как его научные работы уже получили широкую известность. Католическая церковь г. Энн-Арбор (где находится Мичиганский университет) подвергла его отлучению. Признание пришло к Уайту только в 1960-е годы — в 1964 году он был избран президентом Американской антропологической ассоциации.

Вклад Уайта в антропологию

Культура, согласно Уайту, — это способность человека создавать символы. Сформулированный закон эволюции культуры он рассматривает с точки зрения энергии: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией или то и другое вместе». Культуру Уайт подразделял на три подсистемы: технологическую, социальную (типы коллективного поведения) и идеологическую, причем основной считал именно технологическую, что дает основание относить его к числу технологических детерминистов в социальных науках. Уайт считал, что в культуре существуют три четко разграниченных процесса и, как следствие, три метода их интерпретации взаимодополняющих друг друга: исторического, функционального и эволюционного.

Пропагандируя идеи Л. Г. Моргана, Уайт резко выступал против воинствующего антиэволюционизма в культурной антропологии. В своих работах он показывал искажение критикой эволюционизма со стороны Боаса и его последователей, а также католической церкви и креационистов. Уайт отстаивал возможность оценивать различные культуры и сравнивать их по объективным критериям. Он полагал, что прогресс и развитие культуры можно оценивать по степени контроля над силами природы, которую она обеспечивает для человеческого рода.

Найти другие знаменитости

Популярные категории