Леопольд Лёв

Биография
Леопольд (Иуда Лейб) Лев (ивр. יהודה לייב לעף, венг. Lőw Lipót, 22 мая 1811 — 13 октября 1875) — венгерский раввин, один из крупнейших представителей неологического иудаизма.
Ранние годы
Родился в единственной еврейской семье села Черна-Гора в Моравии. Со стороны отца был потомком Махараля из Праги, со стороны матери — Менахема Менлеля Крохмаля. Начальное образование получил в иешивах Тршебича, Колина, Липника-над-Бечвоу и Айзенштадта (1824—1835), затем учился филологии, педагогике и христианской теологии в Братиславском лицее и в университетах Пешта и Вены (1835—1841). Преподавал в Простееве, затем с 10 сентября 1841 года служил раввином в Надьканиже.
Деятельность
Рано выучил венгерский язык и впервые ввел его в синагогальную службу — первая такая проповедь была опубликована в 1845 году. С 1844 года и вплоть до достижения в 1867 году цели активно выступал в печати, отстаивая эмансипацию венгерских евреев. С 1858 по 1867 год редактировал журнал «Бен Хананья», оказавший значительное влияние в этой области.
В 1846 году был приглашен в Папу, где столкнулся со многими трудностями. После венгерской революции был оговорен и арестован, но 14 декабря 1849 года помилован генералом Юлиусом Якобом фон Гайнау и освобожден после двухмесячного заключения. Вследствие этих преследований принял приглашение переехать в Сегед, где обосновался 10 декабря 1850 года. После этого отклонял приглашения работать во Львове, Брно и Бухаресте, а также Высшей школе еврейских исследований в Берлине.
Теологические исследования
Лев применил свои знания истории, теологии и эстетики для реформирования ритуала согласно современным на тот момент представлениям. Занимался историей Галахи, затем — еврейской археологией постталмудической эпохи. Стремился по галахической литературе проследить развитие еврейской жизни и закона и опровергнуть представление, что методы и обычаи иудаизма оставались неизменными с начала Реформации в Германии, а также доказать эволюцию различных институтов и показать влияние нееврейских обычаев.
Публикации и выступления
В качестве одного из наиболее выдающихся венгерских проповедников, пользовавшихся разговорным языком, участвовал практически во всех патриотических собраниях и синагогальных праздниках. Его «Венгерские проповеди» (1870) представляют собой первую еврейскую публикацию такого рода на венгерском языке. В своих выступлениях сочетал тщательное логическое построение христианской проповеди с метким анализом сложных сентенций аггады.
Вклад в иудаизм и общество
Был ведущим авторитетом в вопросах научной и практической теологии. Абсолютистское (1850—1866) и конституционное (1867) правительство Австрии и особенно Венгрии руководствовалось его мнением по темам организации еврейского ритуала и образования. Вплоть до своей смерти был лидером приверженцев неологии, особенно после того, как национальный конгресс — который был созван вопреки его мнению и без его участия участия — привел к расколу венгерского еврейства.
Публикации и научные работы
Кроме работ по Галахе Лев выпустил крупную работу «Ха-мафтэах» (1855) и историю еврейской экзегетики на немецком языке, которая продолжала сохранять авторитет в двадцатом веке. После эмансипации отказался от редактирования «Бен Хананьи» и посвятил себя археологическим монографиям: были изданы «Die Graphischen Requisiten» (1870—1871) и «Die Lebensalter in der jüdischen Literatur» (1875) и фрагменты третьего тома «Der Synagogale Ritus» (1884, посмертно). Меньшие работы были изданы в пяти томах (Сегед, 1889—1900), последний том содержит полную библиографию.