Лариса Степановна Волкова

Биография
Лариса Степановна Волкова (30 мая 1930 — 11 августа 2004) была известным советским и российским ученым-логопедом и организатором высшего дефектологического образования. Она совершила значительный прорыв в логопедии, предложив новое направление, ориентированное на изучение и коррекцию системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения.
Основные результаты исследований
Лариса Степановна Волкова провела обширные исследования на материале слепых и слабовидящих детей и выявила, что системное недоразвитие речи является основным типом нарушения, которое варьируется на разных уровнях. Она также отмечает, что некоторые нарушения речи у слепых детей имеют свои специфические особенности, связанные с отсутствием зрительных впечатлений и ранним речевым недоразвитием.
Исследования Ларисы Степановны Волковой также показали, что нарушения речи у слепых и слабовидящих детей проявляются в схожей степени независимо от их возраста. Это указывает на необходимость специализированной логопедической работы с этой категорией детей.
Значимость работы Ларисы Степановны Волковой
Результаты исследований Ларисы Степановны Волковой значительно повлияли на теорию и практику логопедии, тифлопсихологии и тифлопедагогики. Ее работы стали основой для дальнейших исследований и реализации специализированных логопедических программ.
Она разработала систему коррекционной работы, учитывающую индивидуальные особенности каждого ребенка и дифференцированную по его возрасту и структуре нарушения речи. Это позволило значительно улучшить речевое развитие слепых и слабовидящих детей и подготовить их к школьному обучению.
Исследования Ларисы Степановны Волковой оказались неоценимыми для понимания сложности и механизмов развития речевых нарушений у детей с нарушениями зрения, а также для развития принципов и методов логопедической работы с этой категорией детей.