Карл Иванович Росси

Биография
Карл Иванович Росси (при рождении Карло ди Джованни Росси — итал. Carlo di Giovanni Rossi, 18 [29 декабря] 1775, Неаполь, Неаполитанское королевство — 6 апреля 1849, Санкт-Петербург, Российская империя) — архитектор, родившийся в Италии, но до конца своей жизни работавший в России.
Работа в России
Официально поступил на службу к императору Александру I в качестве архитектора в 1816 году. В своей работе Росси был очень внимателен к любым мелочам, вплоть до того, что уделил внимание даже акустике новой летней резиденции матери императора Марии Федоровны, которую ее сын поручил ему создать на территории Елагина острова. При новом императоре Николае I одним из проектов зодчего было объединение зданий Сената и Синода (1934), работа над которым длилась пять лет. Однако Росси не получил за это ничего, кроме двух выговоров. В 1923 году в Санкт-Петербурге (на тот момент — Петрограде), архитектуре которого он посвятил всю свою жизнь, в честь него была названа улица.
Биографические сведения
Согласно последним исследованиям, проведенным историком архитектуры В. К. Шуйским, Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился в Венеции, а юные годы провел в Неаполе. О его отце, венецианском кавалере Джованни де Росси (в иных источниках: Карло Антонио Доменико де Росси), до сих пор не найдено достоверных документальных сведений, мать — урожденная Гертруда Аблехер (Росси) из Мюнхена, известная танцовщица конца восемнадцатого века. С 1782 года мать будущего архитектора и отчим, выдающийся танцовщик, автор балетов и хореограф Шарль Ле Пик, жили в Париже, затем в Лондоне, а с 1787 года гастролировали в России, в Санкт-Петербурге и Павловске. С 1788 года Карло Росси учился в известной немецкой школе Петришуле. С 1795 года обучался архитектуре у итальянского архитектора Винченцо Бренны. Работал помощником Бренны и Пьетро ди Готтардо Гонзаго в Санкт-Петербурге, Гатчине и Павловске. В 1795 году поступил на службу чертежником в Адмиралтейское ведомство. Отчетные чертежи Михайловского замка по проекту Бренны (1800) выполнены рукой К. Росси. В 1802 году вместе с Бренной, получившим отставку после кончины императора Павла I, молодой Росси выехал за границу. В 1802—1804 годах был во Франции и в Италии, учился во Флорентийской Академии (вероятно, всего девять месяцев). В 1806—1808 годах Росси работал дессинатором (рисовальщиком) на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где создал ряд замечательных проектов декоративных ваз и настольных приборов в «бренновском стиле», предвещающем русский ампир. В августе 1808 года Росси командирован в Москву, в Экспедицию кремлевского строения. Известно о московских постройках зодчего: церкви Св. Екатерины Вознесенского монастыря в Кремле, деревянного театра на Арбатской площади. Но эти постройки не сохранились. В 1809 году Росси занимался перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери. В 1815 году Росси возвратился в Санкт-Петербург.
Величественные ансамбли в Санкт-Петербурге
Вместе с Антуаном Модюи архитектор Карл Росси создал в России множество величественных ансамблей. Одним из самых известных работ Росси стал ансамбль дворца для вдовствующей императрицы Марии Федоровны на Елагином острове. Росси также возглавлял строительство парадной резиденции на Елагином острове. Другой известный объект - здания Сената и Синода на Сенатской площади, строительство которых заняло пять лет.
Особенности стиля и наследие
Карл Росси в своих работах создал оригинальный художественный стиль, известный как русский ампир, который отражал идеи мощи Российской империи. Его архитектурные проекты характеризовались строгостью и живописностью фасадов, а также вниманием к деталям. Росси превратил Санкт-Петербург в грандиозный архитектурный ансамбль, объединив различные здания в единый фасад и создав эффект цельной "скульптуры".
Наследие Росси связано не только с его архитектурными достижениями, но и с работой вместе с итальянскими рисовальщиками-орнаменталистами и декораторами, такими как Дж. Б. Скотти, П. Скотти, А. Виги и Б. Медичи. Он оставил по себе богатый наследие и является одним из самых значимых архитекторов Санкт-Петербурга.