Юрий Владимирович Ломоносов

Биография
Юрий Владимирович Ломоносов (24 апреля 1876, Гжатск — 19 ноября 1952, Монреаль) — русский инженер-железнодорожник, изобретатель одних из первых в мире тепловозов. Родился в небогатой дворянской семье в Смоленской губернии. Воспитывался в Московском кадетском корпусе и Петербургском институте инженеров путей сообщения. Окончил институт в 1898 году и проявил незаурядные инженерные способности.
Изобретатель тепловозов
После окончания института Ломоносов работал на Харьковском паровозостроительном заводе и на Харьковско-Николаевской железной дороге. В 1902 году участвовал в Международной выставке локомотивов в Париже. С 1902 года был профессором Киевского Политехнического института, где проводил обследование Китайско-Восточной железной дороги и знакомился с железнодорожными достижениями в других странах.
В 1905 году защитил докторскую диссертацию по динамике локомотивов. В это же время активно участвовал в подпольных организациях РСДРП. Во время Февральской революции обеспечил остановку царского поезда на станции Дно и отречение Николая II.
Советская деятельность
В декабре 1907 года Ломоносов был назначен руководителем Тягового отдела Екатерининской железной дороги. В 1912 году стал помощником начальника управления всех железных дорог России. Во время Первой мировой войны был членом Инженерного совета Министерства путей сообщения.
Сыграл важную роль в Февральской революции, обеспечив остановку перевозки царских войск. В 1917 году был назначен товарищем министра путей сообщения. Далее был уполномоченным Совета народных комиссаров по железнодорожным заказам за границей.
Работа за границей
В апреле 1917 года Ломоносов был направлен в США для закупки паровозов и железнодорожного оборудования. В Нью-Йорке он создал офис, который закупал железнодорожное оборудование, сотрудничая с американскими компаниями. После Октябрьской революции Ломоносов начал работать в Бюро Мартенса, где выступал в поддержку признания Советской России и за начало торговли с ней.
В 1919 году вернулся в Россию и стал работать в Наркомате путей сообщения. Возглавлял Высший технический комитет и Комитет государственных сооружений и общественных работ. Совместно с Красиным провел реорганизацию и улучшение состояния железных дорог в стране.
Изобретение тепловозов
В 1923 году Ломоносов остался в Германии, чтобы реализовать идею строительства тепловоза. С его помощью были построены первые в мире действующие магистральные тепловозы. Ломоносов стал создателем одного из этих тепловозов, который был включен в список действующих локомотивов РСФСР.
Последние годы
В 1927 году Ломоносов уехал в Англию, где продолжал свою работу в области тепловозостроения. Ушел из жизни 19 ноября 1952 года в Монреале.