Юлия Борисовна Гиппенрейтер
Биография
Юлия Борисовна Гиппенрейтер: экспериментальная психология и семейная психотерапия
Юлия Борисовна Гиппенрейтер – советский и российский психолог, специалист по экспериментальной психологии, системной семейной психотерапии и нейро-лингвистическому программированию. Она является автором многочисленных публикаций по психологии и обладает степенью кандидата педагогических наук (по психологии) и доктора психологических наук, а также занимает должность профессора кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Образование и научная карьера
- В 1961 году Юлия Гиппенрейтер защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) в Научно-исследовательском институте психологии Академии педагогических наук РСФСР под руководством А. Н. Леонтьева. Тема ее работы была посвящена "Восприятию высоты звука".
- В 1975 году она защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук в МГУ имени М. В. Ломоносова по теме "Роли движений в деятельности человека" в области общей психологии, психологии личности и истории психологии.
Профессиональная деятельность
На данный момент (2010 год) Юлия Гиппенрейтер работает профессором кафедры общей психологии на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Она занимается исследованиями в области психологии восприятия, внимания и психофизиологии движений. Ее работы делают важные вклады в развитие этих областей психологии.
Личная жизнь
Юлия Гиппенрейтер была замужем дважды. Первый ее муж – двоюродный брат, Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер. Ее второй муж – математик Алексей Николаевич Рудаков. У нее есть трое детей, две старшие дочери являются от первого брака, а третий ребенок – от второго брака.
Научные достижения
В одной из своих работ Юлия Борисовна предложила и апробировала новый метод измерения степени развития звуковысотного слуха, который является основой музыкального слуха человека. Она показала, что в осложненных условиях оценки высоты звуков разного тембра вокализация (внешняя и внутренняя) и обучение этой способности играют значительную роль. Ее работа подтвердила предположение о том, что освоение ребенком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, что дает понять важность развития музыкального слуха у детей в период освоения русской речи (в возрасте 1-2 лет).
В ее работе "О движении человеческого глаза" были изучены и описаны различные виды движения глаз в контексте человеческой деятельности, а также описаны зависимости их характеристик от выполняемых задач.
Значимость и вклад
Учебник Юлии Борисовны "Введение в общую психологию" является одним из основных учебных пособий по курсу психологии. Ее работы и научные достижения имеют значимый вклад в развитие психологии, особенно в области экспериментальной психологии и семейной психотерапии.