Юлий Исаевич Айхенвальд

Биография
Юлий Исаевич Айхенвальд (12 января 1872, Балта, Подольская губерния — 17 декабря 1928, Берлин) — русский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в период предреволюционного расцвета русского модернизма. Свои этюды «критик-импрессионист» Айхенвальд посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX в.
Ранние годы
Родился 12 (24) января 1872 года в Балте Подольской губернии. В 1890 году окончил Ришельевскую гимназию в Одессе, где его отец потомственный почетный гражданин Шая (Исай Владимирович) Айхенвальд (1837—1900) — выпускник Житомирского раввинского училища 1857 года — был раввином . В 1894 году Ю. И. Айхенвальд окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета, получив диплом первой степени и золотую медаль за выпускное сочинение «Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница», где выступил с позиций идеализма.
Карьера
Переехав в Москву, с 1895 года он начал преподавать русскую литературу в гимназии. Затем он преподавал на Высших женских курсах, на Педагогических курсах Общества воспитательниц и учительниц, на женских курсах В. А. Полторацкой. В 1912—1917 годах был профессором народного университета им. А. Л. Шанявского по кафедре русской словесности. Действительный член Общества любителей российской словесности (с 29 ноября 1903).
Литературная деятельность
Известность Айхенвальд приобрел, когда от философии перешел к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей» (СПб., 1906), «Этюды о западных писателях» и т. п.
Критика и философия
Айхенвальд — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность.
Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой. Не интересуют Айхенвальда различные литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим.
Изгнание и последние годы
В сентябре 1922 года после ареста был выслан за границу вместе со многими учеными и писателями на философском пароходе. С декабря 1922 года в Берлине читал курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии, выступал с лекциями и докладами. В это же время выступил одним из учредителей литературного общества «Клуб писателей», принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 году Кружка друзей русской литературы. Сотрудничал в журнале «Новая русская книга», в рижской газете «Сегодня», вел литературно-критический отдел в берлинской газете «Руль». Выступал с критикой советского режима.
17 декабря 1928 года Айхенвальд гостил вечером у Набоковых на Пассауэрштрассе. Возвращаясь поздно ночью от них домой, он попал под трамвай и получил тяжелую травму головы. Без сознания он был доставлен в больницу, где умер на следующее утро.
Стиль критики Айхенвальда, его оценки и мнения о художественных произведениях оказали значительное влияние на развитие русской литературы.
Статьи и очерки: Ю. Айхенвальда, П. Когана, Г. Брандеса [и др.]. - 1910. - 192 с.