Ярослав Иванович Кузьминов

8659
Ярослав Иванович Кузьминов
Дата рождения:
26 мая 1957 (67 лет)
Страны:
Род деятельности:

Биография

Ярослав Иванович Кузьминов (род. 26 мая 1957, Москва) — российский экономист, общественный деятель. Основатель и первый ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», с 2021 - научный руководитель. Ученое звание — доцент. Научный руководитель Института институциональных исследований ВШЭ.

Ранняя жизнь и образование

Ярослав Иванович Кузьминов родился 26 мая 1957 года в Москве. Его отец — Иван Иванович Кузьминов (1902–1979), член ВКП(б) с 1924 года, окончил Московский индустриально-педагогический институт (1928), в 1945–1949 годах — член редколлегии и заместитель главного редактора журнала «Большевик», профессор (1952), в 1949–1955 годах — член редколлегии журнала «Вопросы экономики», доктор экономических наук (1956), работал в Высшей партийной школе и Академии общественных наук при ЦК КПСС заведующим кафедры политической экономии. Автор книг «Стахановское движение — высший этап социалистического соревнования» (1940), «Окончание войны и переход хозяйства СССР к мирному развитию» (1945), «Обнищание трудящихся при капитализме» (1960) и др. Заслуженный деятель науки РСФСР (1962).

В 1979 году Ярослав Кузьминов окончил экономический факультет МГУ, после чего в течение десяти лет преподавал там же на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений. В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию «Основное отношение первобытнообщинного способа производства».

Карьера

По инициативе Кузьминова стало выходить первое в России периодическое издание в области экономической истории — альманах «Истоки». В 1989 году открыл альтернативную кафедру экономической теории в МФТИ. В 1989–1993 годах — старший научный сотрудник, заведующий сектором историко-экономических исследований Института экономики АН СССР (РАН). С коллегами подготовил ряд докладов на стыке экономической теории, социологии и экономической политики, заложив основу институциональной традиции в российской экономической мысли.

В начале 1990-х годов вместе с Евгением Ясиным предложил концепцию создания экономического вуза нового образца — первоначально речь шла об открытии годичной программы по экономике магистерского уровня. В других вузах не было пространства для быстрого роста — «все места, все ресурсы поделены». В течение 1992 года «пробивал» эту идею в правительстве РФ.

Согласно постановлению премьер-министра Егора Гайдара от 27 ноября 1992 года Кузьминов был назначен директором-организатором ВШЭ, долгое время оставаясь самым молодым руководителем государственного вуза в России. Первый набор был проведен в 1993 году. Однако уже на этом этапе от идеи небольшого экономического колледжа пришлось отказаться — студентов принимали не только в магистратуру, но и бакалавриат. В сентябре 1994 года ученым советом вуза избран ректором ВШЭ.

Постоянно привлекает в ВШЭ новых преподавателей и исследователей (в том числе сложившимися коллективами), которым оказывается тесно в других структурах. Например, в 2008 году в ВШЭ перешел коллектив демографов во главе с Анатолием Вишневским. «Принципы нашего роста и нашей кадровой политики всегда были очень просты. Если мы видим людей, которые релевантны нам по культуре, которые живут в глобальном научном сообществе и которые могут сами поставить на ноги свой проект, то мы их приглашаем. Так мы приросли философами, историками, филологами, психологами и так далее. Масса исследовательских институтов Вышки возникла именно таким образом».

Считает, что любая образовательная структура должна развиваться. Все годы работы в ВШЭ добивается расширения спектра направлений и специальностей, по которым университет готовит кадры. В 1990-е к подготовке экономистов добавилась подготовка социологов, менеджеров, юристов и политологов, в 2002 году — журналистов, психологов, специалистов по бизнес-информатике, в 2003 году — логистике и т. д. В 2012 году после присоединения МИЭМ появились инженерные направления. В начале 2014 года Кузьминов выступил с идеей структурных изменений ВШЭ, ученый совет его поддержал. Теперь университет будет состоять из больших факультетов, а они, в свою очередь, из департаментов, научных институтов и профессиональных школ. Первый такой факультет — медиа, коммуникаций и дизайна.

Общественная и политическая деятельность

С первых дней работы ВШЭ, задолго до введения ЕГЭ, обеспечивал прозрачность набора студентов: «Мы стремимся быть открытым учебным заведением. В том смысле, что у нас нет ни родительского конкурса, ни „ректорского списка“. Создатели и профессора Школы — люди, достаточно себя уважающие. И достаточно влиятельные, чтобы не прогибаться в ответ на начальственные звонки». Избегая просьб о зачислении по блату детей высокопоставленных чиновников, ввел квоты, когда такие дети, не набрав достаточно баллов на вступительных экзаменах, получали право учиться за счет средств, заработанных университетом.

Культивирует повышенную требовательность преподавателей к студентам и в части нагрузки («студент Вышки не может расслабляться в течение семестра: ему надо постоянно выполнять письменные задания»), и в части контроля качества образования. Инициатор организации проверок письменных работ студентов ВШЭ через систему «Антиплагиат». Низкие показатели защит диссертаций в диссертационных советах ВШЭ объясняет высокими требованиями: «У нас традиционно низкий уровень защит и очень высокий уровень отчислений из аспирантуры. То же самое у всех вузов и НИИ, кто старается сохранить науку».

Один из авторов идеи научно-учебных лабораторий (НУЛ) — «горизонтально организованного научного сообщества преподавателей, аспирантов и студентов, которое не только ведет реальные научные проекты, но, что не менее важно, образует единый круг обсуждения научных проблем на равных, закрывая разрыв между „взрослыми“ и молодыми учеными». Был научным руководителем первой научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ.

Рассматривает организацию профильного обучения школьников как одну из задач ВШЭ, реализует в этой работе принципы Экономико-математической школы при МГУ, где сам преподавал, будучи студентом и аспирантом: «Продолжением этой традиции стала самая разветвленная в России система работы со школьниками в Вышке: мы давно открыли факультет довузовской подготовки, интернет-школу, профильные классы в базовых школах Москвы и других регионах». В 2013 году по договоренности с Правительством Москвы открыл Лицей ВШЭ, — бесплатную школу для 10-11-классников.

Политическая карьера и общественная активность

С основания ВШЭ активно участвует в разработке политики в области экономики и образования. Организатор экспертно-аналитической работы ВШЭ по широкому спектру социально-экономических направлений, в том числе в области реформы образования и науки. Апробацию образовательных технологий, разработанных при участии экспертов ВШЭ, проводил в своем же университете. Так, ВШЭ одним из первых вузов начала зачислять абитуриентов по результатам ЕГЭ в 2001 году.

Участвовал в создании Стратегии-2010 (так называемой стратегии Германа Грефа), вместе с Владимиром Мау возглавил работу над Стратегией-2020.

В 2014 году Ярослав Кузьминов избран в Московскую городскую думу VI созыва по 45-му избирательному округу (районы Басманный, Мещанский, Красносельский, Сокольники).

21 июля 2014 года он прошел регистрацию в качестве кандидата в депутаты Мосгордумы. На состоявшихся 14 сентября выборах набрал 40,99 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Решением Мосгоризбиркома признан избранным депутатом Мосгордумы 6 созыва. В период кампании против оппозиционных кандидатов активно использовался административный ресурс.

Ярослав Кузьминов в статусе члена входил в следующие комиссии Московской городской думы:

  • Комиссия по экономической политике и развитию предпринимательства
  • Комиссия по образованию, науке и народному образованию
  • Комиссия по вопросам гражданства и миграционной политики

В области образования Ярослав Кузьминов активно участвовал в разработке программных документов, в том числе Концепции организационно-экономической реформы системы образования России в 1997 году и программы модернизации образования, вошедшей в Стратегию-2010.

Будучи ректором ВШЭ, Ярослав Кузьминов активно занимался исследовательской работой и представлял новые решения для развития экономики и социальной сферы России. Он являлся одним из авторов идеи «открытого правительства» и участвовал в разработке программы реформы государственного аппарата и программы борьбы с коррупцией. Кузьминов также предлагал новые подходы к организации образования и реформе государственной службы.

Найти другие знаменитости

Популярные категории