Иван Пырьев

Биография
Иван Александрович Пырьев, родившийся 4 (17) ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии, стал известным советским кинорежиссером, сценаристом, актером, педагогом и общественным деятелем. Он был назначен народным артистом СССР в 1948 году и стал лауреатом шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).
Детство и юность
Иван Пырьев родился в крестьянской семье. В 1904 году его отец был убит, и мать отправилась на заработки, оставив его под опекой деда-старообрядца. С восьми лет Иван помогал по хозяйству и учился в церковно-приходской школе. В 11 лет он ушел из дома после ссоры с отчимом и начал скитаться, поработав поваренком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах и продавая газеты.
Путь в кинематограф
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, Иван вступил в ряды Красной армии и воевал на фронте, где был дважды ранен и награжден Георгиевскими крестами. После выздоровления он записался в Красную армию и в 1920 году был направлен в Екатеринбург агитатором. Там он встретил Григория Александрова и они стали одними из организаторов Уральского Пролеткульта.
В 1925 году Пырьев начал свою деятельность в кинематографии, работая ассистентом и помощником режиссеров Тарича и Иванова-Баркова на кинофабриках «Госкино», «Пролеткино» и «Союзкино». В 1929 году он дебютировал как режиссер с фильмом «Посторонняя женщина», а затем снял такие известные работы, как «Государственный чиновник» (1931) и «Конвейер смерти» (1933). Пырьев также начал работать над экранизацией «Мертвых душ» с Михаилом Булгаковым, Дмитрием Шостаковичем и Всеволодом Мейерхольдом, но проект не был осуществлен.
Деревенские кинокомедии
Иван Пырьев прославился за свои музыкальные кинокартины, такие как «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «В 6 часов вечера после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1947) и «Кубанские казаки» (1949). Эти фильмы снискали популярность среди зрителей и принесли режиссеру почетные звания, премии и награды, хотя некоторые критики обвинили его в "лакировке" действительности и дурном вкусе. Во всех этих картинах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина.
Послевоенные годы
После войны, Пырьев занял должность директора киностудии «Мосфильм» (1954—1957), где провел масштабную перестройку производства. Он также был инициатором создания Высших режиссерских курсов при «Мосфильме» и руководил ими с 1957 по 1965 год. Благодаря его усилиям на киностудии «Мосфильм» были созданы творческие секции по всем главным профессиям в кино.
Пырьев был активным защитником начинающих талантливых режиссеров и помог им взлететь в киноиндустрии. Он пригласил на «Мосфильм» Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко. Он также поддержал Эльдара Рязанова и помог ему вернуться к работе после неудачного фильма «Жених с того света». Другими звездами, выпущенными под его руководством, были Леонид Гайдай и создатели альманаха «Совершенно серьезно» (1961).
Наказания и уход
Однако у Пырьева было и несколько конфликтов. В 1960 году он был снят с должности главного редактора журнала «Искусство кино» после публикации фотографий неприемлемых фильмов на обложках журнала. Кроме того, в 1964 году стало известно о его аморальности в личной жизни и о его отношении к партийным и профсоюзным взносам. Пырьев написал покаянные письма в ответ на эти обвинения.
Иван Пырьев ушел из жизни 7 февраля 1968 года на 67-м году жизни. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Посмертно ему был присужден специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство на VI Московском международном кинофестивале.