Иван Кузьмич Макаров

Биография
Иван Кузьмич Макаров (23 марта [4 апреля] 1822[…], Арзамас, Нижегородская губерния или Успенское, Богородский сельсовет — 9 апреля 1897, Санкт-Петербург) — русский живописец-портретист, академик Императорской Академии художеств.
Музейные и важные работы
Произведения Макарова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске, Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого и других местах.
Ранние годы
Родился в Арзамасе (в некоторых источниках — в селе Успенское Нижегородской губернии), сын Кузьмы Макарова, в бытность его отца был учеником в тамошней художественной школе Александра Ступина.
Учение и первый успех
Окончив курс уездного училища в Саранске, он изучал искусство под руководством отца, в содержимой им рисовальной школе, и вскоре сделался отцовским помощником в работах по церковной живописи. Благодаря рисункам, эскизам и этюдам, присланным молодым Иваном Кузьмичем Макаровым в Императорскую Академию художеств вместе с работами других учеников саранской школы, на него обратил особенное внимание академический Совет, наградивший его за работы званием неклассного художника.
Карьера и достижения
В 1844 году Иван Кузьмич переехал в Санкт-Петербург и стал посещать классы Академии художеств. Занимаясь в течение двух лет под руководством профессора А. Т. Маркова, Иван Кузьмич Макаров в конце академического курса избрал для себя специальностью портретную живопись, которая быстро доставила ему известность в петербургской публике. В 1853 году отправился в чужие края, посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Болонью и более полутора лет провел в Риме.
Уникальный стиль и творчество
Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти Ивана Макарова, отличаются приятным колоритом и щегольским приемом письма, но не строги в отношении рисунка. Они особенно удавались ему, когда дело шло об изображении молодых дам и детей. Кроме портретов написал немало икон для церквей и других религиозных картин, из которых можно указать на «Нерукотворенный образ Спасителя» (1855) и «Христа, благословляющего Царское Семейство» (в Александровском дворце, в Царском Селе).