Григорий Григорьевич Мясоедов

Биография
Григорий Григорьевич Мясоедов (7 апреля 1834, Паньково, Тульская губерния, Российская империя — 18 декабря 1911, Полтава, Российская империя) — русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.
Учеба и ранняя карьера
Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую медаль за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина, в музее Академии художеств).
Будучи отправлен за казенный счет за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания».
Товарищество передвижных художественных выставок
Григорий Мясоедов был одним из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.
Поздние годы
С конца 1880-х Мясоедов жил в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым, жил в Ялте. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлекся еще живя под Харьковом.
Скончался Г. Г. Мясоедов 18 (31) декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 года здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.
Творчество и достижения
Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», еще «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.), «Земство обедает» (1872), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г., приобретена государем императором Александром III).
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).
Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).
Интересные факты
На известной картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Иван Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна. Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей (1904-1906).