Гордон Уиллард Олпорт

Биография
Гордон Уиллард Олпорт (англ. Gordon Willard Allport, 11 ноября 1897 — 9 октября 1967) — американский психолог, разработчик теории черт личности и шкалы описания поведенческого компонента предубеждений.
Ранние годы
Гордон Олпорт родился в Монтесуме, штат Индиана, в интеллигентной семье. После успешного окончания школы он поступил в знаменитый Гарвардский университет, следуя за старшим братом Флойдом, также известным психологом.
Влияние Европы
В начале 20-х годов Гордон Олпорт совершил двухлетнюю поездку по Европе, которая сильно повлияла на его научную работу. Он встретился с Зигмундом Фрейдом и оказался поражен неадекватностью попыток искать скрытые мотивы во всех поведенческих проявлениях. Однако его работы и дальнейшая деятельность были больше связаны с взглядами Уильяма Штерна, Эдуарда Шпрангера и гештальтпсихологов.
Достижения и награды
Гордон Олпорт был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1939 году. Он также являлся президентом Общества изучения социальных проблем. Он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» в 1964 году, а также получил множество других наград.
Влияние и ученики
Среди учеников Гордона Олпорта наиболее известные имена: Стэнли Милгрэм, Томас Петтигрю, Джером Брунер, Лео Постман, Филипп Вернон, Роберт Уайт, Брюстер Смит, Гарднер Линдсей.
Теория личности
В своей теории личности Гордон Олпорт подчеркивал важность общих черт и личностных черт. Общие черты присущи всем людям, но в разной степени, и могут быть измерены номотетическими методами. Личностные черты, или диспозиции, уникальны для каждой личности и отсутствуют у большинства других людей.
Проприум и развитие личности
Вместо понятия «самость», Олпорт использует термин «проприум» (proprium), который представляет собой все стороны личности и ее внутреннюю целостность. Он рассматривает проприум как позитивное свойство человеческой природы, связанное с творческим развитием личности. Олпорт выделяет несколько проприативных функций, которые формируются на протяжении всей жизни и приводят к развитию зрелого «Я».