Генри Форд

Биография
Генри Форд (англ. Henry Ford, 30 июля 1863 (1863-07-30) — 7 апреля 1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг — «автомобиль для всех», завод Форда выпускал наиболее дешевые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день.
Ранние годы
Родился в семье эмигрантов из Ирландии, проживавшей на ферме в окрестностях Детройта. Когда ему исполнилось 16 лет, он, сбежав из дома, уехал работать в Детройт. С 1891 по 1899 годы исполнял обязанности инженера-механика, позже главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). В 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушел из нее и в 1903 году основал свою компанию — Форд мотор компани, которая первоначально выпускала автомобили под маркой Ford A.
Революционные достижения
Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Вопреки распространенному заблуждению, конвейер использовали и до этого, в том числе для массового производства. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную и нуждающуюся в технической поддержке на протяжении всего срока эксплуатации продукцию — автомобиль. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. В 1924 году книга «Моя жизнь, мои достижения» была издана в СССР. Эта книга стала источником такого сложного политэкономического явления, как фордизм.
Успехи и достижения
Наибольший успех пришел к фирме после начала выпуска модели Ford T в 1908 году. В 1910 году Форд построил и запустил самый современный по тем временам завод в автомобильной промышленности — хорошо освещенный и хорошо вентилируемый «Хайленд парк». На этом заводе в апреле 1913 года начался первый эксперимент по использованию сборочного конвейера.
Политика благосостояния
Форд выступал за идеи капитализма благосостояния (англ. welfare capitalism), которые направлены на улучшение условий жизни рабочих. В 1914 году он установил размер жалования рабочих на уровне в 5 долларов в день, что значительно увеличило ставки заработных плат и сократило текучесть кадров. Он также сократил рабочую неделю до 40 часов и дал рабочим возможность участвовать в прибылях компании.
Политические взгляды и критика
Форд был критикован за антисемитские взгляды и поддержку нацистской Германии. Он приобрел газету «Дирборн индепендент», в которой публиковались антисемитские статьи и пропаганда, а также протоколы Сионских мудрецов. Впоследствии он признал свои ошибки и отрекся от антисемитизма. Форд также был обвинен в сотрудничестве с нацистским режимом, так как его заводы в Франции производили автомобили и двигатели для вермахта.
Наследие
Генри Форд умер в 1947 году, в возрасте 83 лет. С его смертью завершилась эпоха в истории компании Ford Motor, но компания продолжает активно развиваться. Форд оставил неизгладимый след в автомобильной промышленности и организации рабочего процесса. Его достижения в области массового производства и повышения условий труда оказали большое влияние на развитие промышленности во всем мире.