Этторе Бастианини

Биография
Этторе Бастианини (итал. Ettore Bastianini, 24 сентября 1922, Сиена — 1 января 1967, Сирмионе) — великий итальянский оперный певец (баритон). Один из крупнейших вокалистов XX века. Наиболее известен своими интерпретациями драматических партий в операх Джузеппе Верди. Необычайной красоты тембрально богатый и экспрессивный голос певца критики называли «пламенным», «голосом бронзы и бархата» .
Ранние годы
Этторе Бастианини родился в Сиене в бедной семье. Отца своего он не знал, в юные годы был подсобным рабочим у пекаря Гаэтано Ванни, у которого и брал свои первые уроки пения. С 16 лет Этторе пел в родном городе в хоре, где на него обратили внимание музыкальные педагоги Адельмо и Фатима Амманнати и приняли на бесплатное обучение юношу с голосом редкой красоты.
Певческая карьера
Свою певческую карьеру Бастианини начинал как бас: в 1945 году он дебютировал в Равенне в партии Коллена в «Богеме» Дж. Пуччини и в течение шести лет исполнял исключительно басовые партии, в том числе Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини и Спарафучиле в «Риголетто» Дж. Верди. Лишь в 1951 году, по совету своего флорентийского педагога Р. Бетарини, он перешел на баритоновые партии и в этом качестве дебютировал в январе 1952 года в Болонье, исполнив партию Жермона в «Травиате» Дж. Верди. В той же партии годом позже Бастианини дебютировал в «Метрополитен-опера», а в 1955 году в «Ла Скала» (где впервые выступил в 1954-м) пел Жермона в легендарной постановке Карло Марии Джулини и Лукино Висконти, с Марией Каллас в главной партии. На миланской сцене в середине 50-х годов он получил признание как один из лучших баритонов своего времени.
Мировое признание
В 1952—1954 годах Бастианини часто выступал и в партиях русского репертуара: на фестивале «Флорентийский музыкальный май» пел Томского и Елецкого в «Пиковой даме» и Мазепу в одноименной опере П. И. Чайковского, Андрея Болконского в опере С. Прокофьева «Война и мир», в «Ла Скала» в 1954 году он дебютировал в партии Евгения Онегина.
Бастианини выступал на лучших сценах Европы и Соединенных Штатов, принимал участие в постановках Зальцбургского фестиваля, его карьера развивалась от триумфа к триумфу, но оказалась недолгой: в конце 1962 года врачи обнаружили у певца рак горла. Пройдя курс лечения в Швейцарии в начале 1963 года, он вернулся на сцену, но голос Бастианини уже не был прежним, болезнь сказывалась на его выстулениях, которые могли быть и превосходными, и провальными. Ничего не зная о болезни, публика и критики не щадили певца, в 1965 году ведущие оперные театры расторгли свои контракты с ним. В последний раз Бастианини вышел на сцену в «Метрополитен», в одной из самых любимых своих партий — Родриго в «Дон Карлосе» Дж. Верди.
Уход из жизни
Этторе Бастианини умер 25 января 1967 года в Сирмионе и был похоронен в своем родном городе.
Известные роли
Признание Бастианини получил прежде всего как исполнитель драматических партий в операх Дж. Верди: Риголетто, Амонасро в «Аиде», Родриго в «Дон Карлосе», графа ди Луна в «Трубадуре», Ренато в опере «Бал-маскарад», Дона Карлоса в «Силе судьбы», Яго в «Отелло».
Яркий и сочный баритон певца, густой и насыщенный в басах, звонкий в верхнем регистре отличался исключительной красотой.