Эрик Ромер
Биография
Эрик Ромер (фр. Éric Rohmer, настоящее имя фр. Jean-Marie Maurice Scherer — Жан-Мари Морис Шерер, 21 марта 1920, Тюль (Коррез) — 11 января 2010, Париж) — французский кинорежиссер, один из наиболее значительных представителей течения «Новой волны» в послевоенном кинематографе Франции, главный редактор журнала «Cahiers du Cinema» в 1958—1963 годах.
Путь к успеху
В 1940-х годах Морис Шерер пытался начать карьеру литератора. Свой псевдоним он составил из имени режиссера Эриха фон Штрогейма и фамилии писателя Сакса Ромера. Во второй половине 1950-х годов начал сотрудничать в качестве редактора с журналом «Cahiers du Cinema». С 1957 по 1963 год был главным редактором журнала.
Стиль и творчество
Режиссерскую карьеру Ромер начал позже своих соратников по журналу — Жан-Люка Годара, Жака Риветта и Франсуа Трюффо. Проявил себя как мастер рафинированно-стилизованной экранизации, перенося на экран этикет и обряды, которыми обставлялись романтические отношения в предыдущие эпохи.
Свои фильмы режиссер разделил на несколько циклов, из которых наиболее высокую оценку получил первый, рассматривающий вопросы выживания в современных условиях традиционной христианской морали. По окончании работы над фильмом «Любовь Астреи и Селадона» (2007) Ромер объявил о завершении режиссерской карьеры.
Наследие и уважение
Скончался в Париже 11 января 2010 года в возрасте 89 лет. Хотя Ромер не мог похвастать престижными кинонаградами, развернутые некрологи появились во всех значимых изданиях мира, а французская газета «Libération» посвятила памяти «национального достояния» не только первую, но и еще десять страниц своего номера. Президент Николя Саркози заявил: «Романтик и классицист, мудрец и иконоборец, сентименталист и моралист, легкий и серьезный, он создал ромеровский стиль, который переживет его».
Интересные факты
- Морис Шерер пользовался для своей творческой деятельности несколькими псевдонимами, чтобы разграничить профессиональную и личную жизнь.
- Режиссер был известен своими диалогами и рафинированным стилем съемки.
- Он предпочитал работать с одними и теми же актерами, которых он сам называл "ромеровскими".
- Ромер был известен своей нравственной чистотой и отсутствием двусмысленности в отношениях на площадке.