Энтони Эшли-Купер Шефтсбери

Биография
Энтони Эшли Купер Шефтсбери (англ. Anthony Ashley Cooper, 3rd Earl of Shaftesbury) (26 февраля 1671, Лондон — 4 февраля 1713, Неаполь) — английский философ, писатель и политик, деятель Просвещения. Третий граф Шефтсбери. Автор работ, собранных в трех томах «Характеристики людей, нравов, мнений, времен», посвященных этическим, эстетическим, религиозным и политическим проблемам.
Ранние годы
Родился в Лондоне в доме своего деда и тезки — лорд-канцлера, первого графа Шефтсбери, — который и занимался его воспитанием. В воспитании участвовал Джон Локк, работавший секретарем у лорд-канцлера. Обучение проходило согласно принципам, изложенным в труде Локка «Размышления относительно образования» (англ. Thoughts concerning Education), ребенка обучали латинскому и греческому специальным разговорным методом, что вскоре принесло свои плоды: к восьми годам Эшли мог свободно владеть обоими языками.
В ноябре 1683 года, несколько месяцев спустя после смерти первого графа, отец отправил его в Винчестерский колледж. Будучи робким и недоверчивым, в колледже он испытывал большие трудности, не находя общего языка со сверстниками. Покинул колледж в 1686 году, после чего отправился в заграничное путешествие.
Политическая деятельность
В 1689 году, через год после «Славной революции», лорд Эшли вернулся в Англию и пять лет вел скромную и тихую жизнь, посвященную учебным делам. Большая часть его времени была посвящена чтению классических античных авторов. Однако он не стремился к полному уединению и 21 мая 1695 года стал членом Палаты общин, но состояние здоровья вынудило его уйти из парламента после роспуска в июле 1698 года. В этом же 1698 году он опубликовал сборник сочинений кембриджского платониста Бенджамина Уичкоута «Избранные проповеди». Затем лорд Эшли переехал в Нидерланды, где он завел новые знакомства, в кругу его друзей были Жорж-Луи Леклер, Пьер Бейль, знаменитый голландский теолог Филипп ван Лимборх. Все они были членами особого литературного кружка, здесь Шефтсбери принимал участие в беседах на темы философии, политики, морали, религии. Тем временем, пока он пребывал за границей, без его согласия Толандом был впервые опубликован «Опыт о добродетели или достоинстве» (англ. Inquiry concerning Virtue or Merit), написанный Шефтсбери уже в двадцать лет.
После возвращения из Роттердама, где он провел ровно год, он наследовал своему отцу и стал 3-м графом Шефтсбери. Теперь он снова занялся политикой. Он принял активное участие в выборах 1700—1701 годов от партии вигов, вошел в Палату лордов. Во время правления Вильгельма III влияние графа Шефтсбери в государственных делах только укреплялось, но после смерти короля и прихода королевы Анны, он должен был оставить занимаемый им пост вице-адмирала Дорсета и вернуться к обычной жизни.
В августе 1703 года он снова поселился в Нидерландах. Несколько улучшив здоровье, он вернулся в Англию в 1704 году. Его занятия теперь почти полностью были посвящены литературе, и с этого момента он много писал, работая над трудами, которые впоследствии вошли в «Характеристики». Он проявлял огромный интерес к политике, особенно войне против Франции, сторонником которой он был.
Этическая концепция
Этическая концепция Эшли Купера Шефтсбери во многом построена на критике эгоистической доктрины человеческой природы Томаса Гоббса. Круг проблем, рассматриваемых Шефтсбери, ограничивался этикой, религией и эстетикой, а также можно назвать политику, к которой он не оставался равнодушным даже после того, как ему пришлось отойти от государственных дел. Однако все эти сферы для него полностью исчерпывали содержание философии и, по сути, представляли собой органичное и неразделимое единство.
Познание человеческой природы по Шефтсбери должно основываться на наблюдении и телеологии. Эмпиризм недостаточен сам по себе, так как рассмотрение предмета вне его связи с целым непродуктивно и бессмысленно. Для наблюдения же человека необходимо держать в уме его предназначение, ту цель, которая свойственна его природе. Наблюдение и телеология должны идти нога в ногу, наблюдение предполагает наличие цели, которая, в свою очередь, может и должна быть обнаружена благодаря наблюдению. Таким образом, философия Шефтсбери объединяет, с одной стороны, телеологический подход, согласно которому существует гармоничный космический порядок, в котором каждый его элемент занимает отведенное ему место и имеет цель существования, с другой стороны, строгое наблюдение.
Шефтсбери (наряду с Локком) можно назвать создателем просвещенческой этики сенсуализма. Его идеи непосредственно повлияли на этические концепции Ф. Хатчесона, Д. Юма, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. Более конкретно его этику можно определить как пантеистический эвдемонизм, который характеризуется неотделимостью моральности человека от пантеистически понимаемой природы, единством человека и рода, индивида и универсума, чувств и разума, склонностей и долга.
Принцип единства человека и природы является одним из основных взглядов Шефтсбери. Причиной поступка, согласно его учению, является чувство или склонность, которые, в свою очередь, могут быть добродетельными или порочными. Для достижения счастья и моральной красоты необходимо совмещать этические и эстетические принципы, стремиться к гармонии и балансу в своей жизни.
Вклад в литературу и науку
Эшли Купер Шефтсбери является автором знаменитого труда «Характеристики людей, нравов, мнений, времен», который в трех томах посвящается различным этическим, эстетическим, религиозным и политическим вопросам. Его работы оказали значительное влияние на развитие этики и философии, а также на формирование просвещенческих идей XVIII века.
Автор: Журнал "Глянец"