Дондогдулам

5
Дондогдулам
Дата рождения:
15 ноября 1874 (150 лет)
Страны:
Род деятельности:

Биография

Цэндийн Дондогдулам (монг. Улсын эх дагина — «Мать-дакини государства», 1876—1923) — супруга монгольского Богдо-хана.

Ранние годы и знакомство

Цэндийн Дондогдулам родилась 15 ноября 1876 года (по другим данным — в 1874 году) во Внешней Монголии, в хошуне Хувчин-Джонон-вана Цанлигдоржа в Сэцэн-ханском аймаке (ныне сомон Баян-Адарга аймака Хэнтий). В 1895 году на одной из поездок Богдо-гэгэна VIII в монастырь Эрдэни-Дзу они впервые познакомились. В 1900 году их пути снова пересеклись в монастыре Амарбаясгалант. В тот момент Цэндийн была камеристкой старшей жены Джонон-вана Цогбадраха, который сопровождал Богдо-гэгэна в поездке.

Брак и титул

В 1902 году Цэндийн Дондогдулам стала женой Богдо-гэгэна VIII. По монгольским традициям, Богдо-гэгэн усыновил сына Цэндийн. Она была распознана как дакини и проявление Белой Тары (монг. Цагаан Дарь Эх). На ее содержание в 1903 году был выделен аймак, а в столице был создан храм Эх-Дагинын-аймгийн-хурал. После провозглашения независимости Монголии в 1911 году Цэндийн Дондогдулам получила титул Улсын Эх Дагина — «Мать-дакини государства».

Творчество и воспитание детей

Цэндийн Дондогдулам создала при дворце Богдо-гэгэна центр умельцев и мастеров. Они с Богдо-ханом усыновляли и растили многих детей, которых брала из семей, в которых дети быстро умирали. Один из таких детей был Л. Мордорж, ставший известным монгольским композитором.

Уход из жизни и наследие

Цэндийн Дондогдулам скончалась в 1923 году за год до смерти своего супруга. В 15-й день последнего осеннего месяца ежегодно отмечается ее день упокоения. Дондогдулам была кремирована в истоках реки Сэлбэ недалеко от Улан-Батора, где она с Богдо-гэгэном проводила летний сезон. Место кремации впоследствии было названо «Шарга морьт», так как во время кремации в нем паслись восемь соловых лошадей.

Личность и достижения

Цэндийн Дондогдулам была грамотной, она читала как на монгольском, так и на тибетском языке. Она была известна своими знаниями буддийской догматики и ритуальных обрядов. Она самостоятельно участвовала в хуралах и активно поддерживала мужа в борьбе за независимость Монголии. Цендийн описывают как отзывчивую, энергичную и властную женщину. Многие монголы восхищались ее умом и образованностью, а также отмечали ее хорошее чтение священных книг. Иностранные источники описывают ее как практичную и благоразумную женщину, которая была великолепной домохозяйкой и отличной компанию для своего супруга.

Найти другие знаменитости