Дарио Ардженто

Биография
Дарио Ардженто (итал. Dario Argento, род. 7 сентября 1940, Рим, Италия) — итальянский кинорежиссер, сценарист, продюсер и композитор. Наиболее известен работой в жанре джалло. Ардженто оказал особое влияние на фильмы ужасов, в особенности на жанр слэшер. Автор многих культовых фильмов-джалло таких как: «Суспирия», «Кроваво-красное», «Птица с хрустальным оперением», «Феномен», «Дрожь», «Инферно» и т.д.
Творческий путь
Также Ардженто писал сценарии и продюсировал другие фильмы: «Однажды на Диком Западе», «Рассвет мертвецов», «Собор» и «Демоны».
Дарио Ардженто родился 7 сентября 1940 года в Риме. Отцом Дарио был кинопродюсер Сальваторе Ардженто, который внес значительный вклад в итальянский кинематограф послевоенного периода, а дядей — Клаудио Ардженто, сценарист и продюсер. Кинокарьера Ардженто началась в ежедневной римской газете «Paese Sera», где он работал в качестве кинокритика. В 1968 году он написал первые сценарии для фильмов, это были спагетти-вестерны. В том числе Ардженто для известного фильма Однажды на Диком Западе написал вступительные сцены, а также сцены «воспоминаний», был также помощником режиссера Серджио Леоне. Его следующий сценарий к фильму «Один вечер за обедом» привлек внимание Гоффредо Ломбардо, который возглавлял кинокомпанию «Титанус». В результате Ардженто в течение двух лет написал 12 сценариев для различных фильмов кинокомпании.
В 1970 году появляется первый джалло Ардженто — «Птица с хрустальным оперением». Продюсированием фильма занималась компания его отца. Выход этого фильма сделал Ардженто известным как в Италии, так и за ее пределами. Впоследствии, снимая многочисленные джалло, он получил прозвище «Висконти насилия». В 1971 и 1972 годах вышли «Кот с девятью хвостами» и «Четыре мухи на сером вельвете». Эти его три фильма обычно объединяют в «животную» трилогию. В 1972 году он участвовал в создании телесериала для итальянского телевидения под названием «Дверь во тьму» (итал. La porta sul buio), где выступил в качестве режиссера и сценариста для двух новелл — «Свидетельница» (итал. Testimone oculare) и «Трамвай» (итал. Il Tram). В 1973 году вышел его новый фильм — «Пять дней Милана», в котором одну из ролей исполнил Адриано Челентано. Фильм не демонстрировался за пределами Италии и Франции и имел оттенок черного юмора. Фильм провалился в прокате. В 1975 году у Ардженто родилась дочь — Азия Ардженто, она также пошла по ниве кинематографа. В 1983 году Сальваторе Ардженто ушел из кинематографа, оставив сыновьям DAC Film Company.
Пик творчества и заслуги
В 1985 году вышел «один из самых личных», по словам Ардженто, фильм — «Феномен». Фильм вызвал множество отзывов, причем как восторженных, так и гневных и осуждающих. Этот фильм стал первым для Ардженто фильмом на английском языке, разные его версии были порезаны от 10 до 30 минут. В фильме приняла участие старшая дочь режиссера — Фиоре Ардженто. В 1987 году Ардженто был задействован на телевидении, являясь одним из создателей проекта «Джалло». Также он участвовал в создании рекламных роликов. В этом же году вышел его фильм «Ужас в опере», который так же, как и многие его фильмы, подвергся цензуре и урезаниям. Кроме того, Ардженто в 1987 году участвовал в показе мод дома Труссарди. Для этого он поставил получасовое шоу под музыку Пино Донаджио из фильма Брайана Де Пальмы «Подставное тело», в котором на подиуме симулировалось убийство манекенщицы. Шоу стало сенсацией ввиду его показа в прайм-тайм по итальянскому телевидению.
Последние годы и влияние
В 1990 году Ардженто сотрудничал с Джорджем Ромеро, срежиссировав одну из новелл фильма «Два злобных взгляда». В 1993 году вышел снятый в США фильм «Травма», в котором сыграли обе дочери режиссера. В 1994 году состоялся Второй международный фестиваль фантастического кино в Монреале, где Ардженто получил премию за «Достижения всей жизни». В 1996 году вышел «Синдром Стендаля» с Азией Ардженто в главной роли. После выхода следующего фильма «Призрак оперы» интерес к его произведениям спал, по большому счету из-за неоправданных ожиданий в отношении этого фильма.
Легенда жива
Дарио Ардженто оставил неизгладимый след в мире кино. Его фильмы стали классикой жанра, а он сам — иконой ужаса. Он продолжает вдохновлять следующие поколения кинематографистов и радовать своих поклонников новыми проектами. Биография Ардженто — это история успеха, таланта и безграничной страсти к искусству кино.