Борис Михайлович Теплов

201
Борис Михайлович Теплов
Дата рождения:
21 октября 1896 (68 лет)
Дата смерти:
28 сентября 1965
Годы жизни:
1896-1965
Страны:
Род деятельности:

Биография

Борис Михайлович Теплов (8 октября 1896, Тула — 28 сентября 1965, Москва) — советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. Действительный член АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957), профессор, доктор педагогических наук (по психологии). С 1929 сотрудник Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО, в 1933—35 и 1945—52 — заместитель директора института), научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», созданной в 1952. Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965).

Ранние годы

Родился в 1896 году в Туле в дворянской семье. С ранних лет учился французскому языку и стал владеть им в совершенстве, в Тульской мужской классической гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у К. Н. Игумнова.

Образование и служба в армии

В 1914 году поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии. На втором курсе начал посещать «психологический практикум» Психологического института при Московском университете, которым руководил Г. И. Челпанов.

В 1916 году был призван в армию. После окончания школы прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания Первой мировой войны, участвовал в боевых действиях.

После октября 1917 года был избран на одну из командных должностей своего полка. К концу года демобилизован.

С января 1918 года Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете. В феврале 1919 года он был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году. Одновременно продолжал учиться в университете.

Вклад в психологию

После «павловской сессии» 1950 года, организаторы которой (К. М. Быков и А. Г. Иванов-Смоленский) требовали заменить психологию физиологией, Теплов переключился с чисто описательного исследования темпераментов на психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Редактор пяти выпусков сборника «Ти­по­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка» (1956—1967).

В на­ча­ле на­учной дея­тель­но­сти за­ни­мал­ся преимущественно изу­че­ни­ем зри­тель­ных, за­тем слу­хо­вых вос­при­я­тий. В даль­ней­шем пе­ре­шел к исследованию спо­соб­но­стей, в том числе му­зы­каль­ных. Изучал врожденные задатки и развиваемые способности, характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения.

Б. М. Теплов по­ка­зал, что основные музыкальные спо­соб­но­сти — «ла­до­вое чув­ст­во», «способность к слу­хо­во­му пред­став­ли­ва­нию», «музыкально-рит­мическое чув­ст­во» — мо­гут на­хо­дить­ся в раз­ных со­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду со­бой, что обусловливает ту или иную струк­ту­ру му­зы­каль­но­сти, ее свое­об­ра­зие. В рус­ле пси­хо­фи­зио­ло­гического под­хо­да раз­ра­бо­тал но­вые ме­то­ди­ки экспериментального изу­че­ния ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гических осо­бен­но­стей че­ло­ве­ка, в лаборатории Теплова бы­ла ус­та­нов­ле­на за­ко­но­мер­ность обратной кор­ре­ля­ции ме­ж­ду си­лой нерв­ной сис­те­мы и чув­ст­ви­тель­но­стью и ряд других за­ви­си­мо­стей. Внес значительный вклад в педагогическую, во­ен­ную и ин­же­нер­ную пси­хо­ло­гию, за­ло­жил ос­но­вы диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­фи­зио­ло­гии. Ав­тор ря­да ра­бот по ис­то­рии пси­хо­ло­гии, а так­же учеб­ных по­со­бий.

Наследие и последователи

Последователи Б. М. Теплова (В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, В. М. Русалов, Э. А. Голубева и др.) достигли значительных успехов в развитии идей учителя.

Найти другие знаменитости

Популярные категории