Бандо Тамасабуро V
Биография
Бандо Тамасабуро V (яп. 五代目 坂東 玉三郎 Годаймэ Бандо: Тамасабуро:, род. 25 апреля 1950 года в Токио) — японский актер нескольких разновидностей японского и классического театра и кино, а также режиссер театра и кино. Один из самых известных ныне живущих актеров кабуки амплуа оннагата (женских ролей), удостоенный в этом качестве статуса живого национального сокровища.
Начало пути кабуки
Будущий актер родился 25 апреля 1950 года в Токио под именем Синъити Нирэхара. В раннем детстве переболел в легкой форме полиомиелитом, после чего, в качестве формы реабилитации по совету врача его родителям, начал заниматься традиционным японским танцем у наставницы Касиэ Фудзимы, жены актера и театрального менеджера Есиюки Мориты (более известного по сценическому имени Морита Канъя XIV и носившего также, в числе прочих, имя Бандо Тамасабуро IV).
Дебют на сцене и смена имени
Дебют Морита Синъити на сцене состоялся в декабре 1957 года в 7-летнем возрасте, под сценическим именем Бандо Кинодзи, в роли Котаро в драме «Храмовая школа» на сцене «Тоеко Гэкидзе». На церемонии смены имени в июне 1964 года юноша унаследовал от приемного отца имя Бандо Тамасабуро, став его пятым носителем. Первыми ролями, сыгранными им под новым именем, стали персонажи Отамы и Омие в постановках «Синдзю Яи ва Кори но Цуитати» и «Итикава Дандзюро VIII».
Путь в кабуки и за ее пределы
На протяжении 1960-х годов Тамасабуро играл роли различной направленности, но с конца 1960-х года сосредотачивается на амплуа оннагата, играя женские роли. К значимым ролям этого периода, помимо Сирануи, относятся образы принцессы Таэмы в постановке «Наруками» (1970) и принцессы Новакэ в пьесе «Сумидагава гонити но омокагэ» (1971).
Помимо кабуки, актер снимается в кино и режиссирует фильмы. В частности, его картина «Тоска» была показана на 43-м Берлинском кинофестивале (1993).
Бандо Тамасабуро активно участвует в международной популяризации кабуки, гастролируя по разным странам и участвуя в проектах, связанных с мировым классическим театром. Он также привлекает внимание как молодой хранитель традиции кабуки и амплуа оннагата.
Отзывы о Бандо Тамасабуро
Еще в 1970 году, в период ранней карьеры актера, известный писатель и драматург Юкио Мисима отозвался о нем, как о превосходном оннагате и одном из молодых хранителей традиции кабуки в целом:
"Оннагата — цветы кабуки, и, при основополагающем вкладе корифеев прошлого в этой области, если бы не распускались их новые бутоны, кабуки был бы обречен. В настоящее время, при всем желании культивировать эти цветы, пропала историческая почва для их появления, и нам остается лишь надеяться на чудо. Тамасабуро, родившийся для наполнения этих надежд — молодой оннагата, чье изящество и элегантность ассоциируются с шедеврами из слоновой кости, — есть живое подтверждение тому, что театр кабуки еще жив."