Баласарасвати

Биография
Танджавур Баласарасвати (там. தஞ்சாவூர் பாலசரஸ்வதி, 13 мая 1918 — 9 февраля 1984) — легендарная исполнительница индийского танца бхаратнатьям, потомственная девадаси Танджавура (штат Тамилнад), ученица К. Кандаппана Пиллаи. Была известна как великолепная исполнительница танца в разных частях Индии и за рубежом. Благодаря ее вкладу стиль бхаратнатьям стал известен во многих уголках мира.
Награды и достижения
- В 1957 году была награждена «Падма бхушан», а в 1977 году — «Падма вибхушан», одними из высочайших государственных наград Индии.
- В 1981 году была удостоена звания Сангита Каласикхамани от индийского общества прекрасных искусств (Ченнаи).
Семейный фон
Баласарасвати была представительницей седьмого поколения исполнителей традиционных танца и музыки (девадаси). Ее предок Папаммал (Papammal) был музыкантом и танцором при дворе Танджавура в середине XVIII века. Ее бабушка Вина Дханаммал (1867—1938) — одна из самых влиятельных индийских музыкантов начала XX века. Ее мать, Джаяммал (1890—1967) была певицей, она поощряла обучение Баласарасвати искусствам и аккомпанировала при обучении.
Обучение и карьера
Баласарасвати изучала музыку в семье с самого раннего детства. Обучение началось, когда ей было четыре года под руководством выдающегося преподавателя танца К. Кандаппана Пиллаи, члена знаменитой семьи Тханджавур Наттуванар. Ее младшими братьями были музыканты Т. Ранганатхан и Т. Вишванатан, оба ставшие видными исполнителями и преподавателями в Индии и США. Ее дочь, Лакшми Найт, стала выдающимся исполнителем в стиле ее матери. Ее внук Анируддха Найт продолжает танцевать в семейном стиле сегодня и является художественным руководителем Ассоциации музыки и танца Бала в Соединенных Штатах и Школы танца Баласарасвати в Индии. Ее зять Дуглас М. Найт-младший написал ее биографию «Balasaraswati: Her Art &, Life» при поддержке стипендии Гуггенхайма (2003). Известный индийский кинорежиссер Сатьяджит Рай сделал документальный фильм, основанный на ее работах.
Международное признание
Сценический дебют, арангетрам, Баласарасвати состоялся в 1925 году. Она стала первой исполнительницей классического индийского танца, выступившем за пределами Южной Индии, дав выступление в 1934 году в Калькутте. Будучи подростком она была замечена хореографом Удаем Шанкаром, который стал ярым промоутером ее выступлений. В течение 1930-х годов она захватывала воображение зрителей по всей Индии. Она продолжила исполнительскую карьеру, которая привлекла международное критическое внимание и заработала уважение великих танцоров, таких как Шамбху Махарадж, Марго Фонтейн, Марта Грэм и Мерс Каннингем.
Значение для искусства
Интерес к бхаратанатьям возрос в 1950-х годах, когда публика заинтересовалась продвижением уникальной индийской формы искусства. При поддержке Музыкальной академии в Мадрасе Баласарасвати основала школу танцев. В начале 1960-х годов она все чаще путешествовала по миру, с выступлениями в Восточной Азии, Европе и Северной Америке. Позже в то десятилетие, в течение 1970-х и в начале 1980-х годов, она неоднократно посещала Соединенные Штаты как преподаватель и как исполнитель. Благодаря своим международным выступлениям, а также ее деятельности в Индии, особенно в Мадрасе, Баласарасвати не только познакомила широкую аудиторию с традиционным стилем бхаратанатьям, но и обучала многих новых исполнителей.
Награды и признание
Она получила многочисленные награды в Индии, в том числе премию президента от Академии Сангит Натак (1955), Падма Вибхушан от правительства Индии за вклад в области искусства (1977 год) и Сангита Каланидхи от Музыкальной академии Мадраса, высшую награду Южной Индии для музыкантов (1973). В обзоре в 1977 году танцевальный критик The New York Times Анна Киссельгофф описала ее как одного из «величайших исполнителей в мире». India Today, одно из ведущих новостных изданий Индии, по результатам опроса граждан включили ее в список 100 выдающихся индийцев, которые сформировали судьбу Индии. Она была единственной незападной танцовщицей, включенной в сборник Ассоциации танцевального наследия (Dance Heritage Coalition), «Сокровища американского танца: топ 100».
Философия искусства
Она не только превосходно владела техникой и своим телом, она была настоящим философом и поэтом. Ее слова о Бхаратнатьям гениально точно отражает суть и особенность этого искусства.
«Величайшее благословение Бхаратанатьям — это его способность управлять умом. Большинство из нас не способны по-настоящему отрешиться в медитации, даже сохраняя бездействие. С другой стороны, в Бхаратанатьям нет бездействия, мы двигаемся, однако гармония движений становится причиной концентрации, которую мы пытаемся обрести. И бремя действия забывается в прекрасных чарах искусства.
Бхаратанатьям — это искусство, которое приносит тело в дар, в жертву, не признавая за ним самим высокой ценности… Танцор, который растворяет свое Я в ритме и музыке, делает свое тело инструментом переживаний и выражений духовного опыта.
Традиционное представление Бхаратнатьям — это комбинация разнообразных эстетических и психологических элементов, которая приносит полное удовольствие. Изменить эту последовательность, потому что она считается „скучной“ — значит разрушить целостность эстетического наслаждения.
Фильмы и литература
Бенгальский режиссер Сатьяджит Рай снял документальный фильм о Баласарасвати — «Бала» (1976).