Анна Остроумова-Лебедева

Биография
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5 мая 1871, Санкт-Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — русская и советская художница, гравер, акварелист, мастер пейзажа, мемуаристка. Народный художник РСФСР (1946). Действительный член Академии художеств СССР (1949).
Ранние годы
Дочь сенатора, тайного советника Петра Ивановича Остроумова и его жены Марии Климентьевны Чехович (умерла в 1921).
В 1889—1892 годах посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, где ее главным преподавателем был В. В. Матэ.
1892—1900 годах — училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств.
Творчество и достижения
Много путешествовала по Италии, Франции, Испании, где работала над городским пейзажем.
С 1899 года активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства».
В 1901 году создала ряд гравюр для журнала «Мир искусства» (№ 1 за 1902 год).
С 1934 по январь 1936 года преподавала в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств.
Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов осажденного города.
Наследие
Скончалась 5 мая 1955 года в возрасте 83-х лет в Ленинграде. Похоронена в Некрополе мастеров искусств.
В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и художницей, возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной, в том числе цветной, ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.
Часто изображала виды Петербурга и его окрестностей, а также пейзажи и городские виды во время своих путешествий по Италии, Франции, Испании. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.
Успешна была и ее деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.
«… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений, в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти ее вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».
Дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» в 1900 (?) году.