Анастасия Вяльцева

Биография
Анастасия Дмитриевна Вяльцева (по мужу — Бискупская, 1 марта 1871, слобода Алтухово, Севский уезд, Орловская губерния — 4 февраля 1913, Санкт-Петербург) была русской эстрадной певицей (меццо-сопрано), исполнительницей русских и «цыганских» романсов, артисткой оперетты.
Трудный путь к успеху
Сценическую деятельность начала в Киеве в качестве статистки в балетной труппе С. С. Ленчевского (1887). В 1893 году выступала в опереточной труппе московского театра «Аквариум», затем в труппе С. А. Пальма (вначале в Москве, потом — в Петербурге). На сцене Петербургского Малого театра ее заметили театральные обозреватели. А затем и присяжный поверенный Н. И. Холева, который ввел ее в столичный литературно-артистический кружок. В Петербурге Вяльцева брала уроки у известного педагога по вокалу С. М. Сонки, председателя Петербургского вокального общества.
Большую роль в артистической судьбе певицы сыграл Я. В. Щукин. В 1897 году Вяльцева получает приглашение в опереточную труппу московского театра «Эрмитаж» Я. В. Щукина. Здесь ее выступления неизменно сопровождались блестящим успехом. В том же 1897 году в театре «Эрмитаж» состоялся первый сольный концерт Анастасии Вяльцевой, сразу же вызвавший невиданный ажиотаж в эстрадных кругах и определивший всю ее дальнейшую карьеру исполнительницы в жанре цыганского романса.
Звезда сцены и любимица публики
Сама певица вспоминала: «В течение трех лет я не выходила на сценические подмостки и все это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьезную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин и пригласил сразу на первые роли в „Эрмитаж“ в Москву, а затем я сделалась „Вяльцевой“».
После громкого успеха певице наперебой предлагают самые выгодные контракты. Первая же ее гастрольная поездка по городам России вылилась в настоящий триумф новоявленной звезды. Она была популярна не только на родине, но и за ее пределами. Ее концерты всегда вызывали шумный успех, а граммофонные пластинки с ее записями выходили огромными тиражами. Популярность Вяльцевой принесла ей славу и богатство, а ее уникальный стиль и неповторимый тембр голоса сделали ее одной из самых известных и востребованных женщин России.
Она создала собственный «вяльцевский» репертуар, включавший в себя романсы и песни собственного аккомпаниатора Алексея Таскина, а также произведения Михаила Штейнберга. Ее исполнение было отличительным благодаря прекрасной фразировке, оригинальности фраз и глубокому эмоциональному воздействию на слушателей. Множество композиторов посвятило ей свои романсы, а сама Вяльцева стала кумиром аристократических салонов и желанной гостьей артистических и поэтических кругов.
Трагическая судьба
Вяльцева не только прославилась своим талантом, но и отличалась благотворительностью. Во время Русско-японской войны она выступала в пользу раненых и даже оставила сцену временно, чтобы устроиться сестрой милосердия в полевой госпиталь на Дальнем Востоке. В 1905 году она тайно вышла замуж за гвардейского офицера Василия Бискупского.
Однако, в начале 1913 года, Вяльцева заболела раком крови, и даже переливание крови от ее супруга не помогло спасти ее жизнь. На 40-ом году своей жизни, 4 февраля 1913 года, Анастасия Вяльцева скончалась в Санкт-Петербурге. Ее похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Анастасия Вяльцева оставила неизгладимый след в истории русской эстрады. Ее уникальный талант и неповторимый стиль пения продолжают восхищать и вдохновлять на протяжении многих поколений.