Александр Ширяев

Биография
10 сентября 1867, Санкт-Петербург — 25 апреля 1941, Ленинград
Александр Викторович Ширяев — русский и советский танцовщик, балетмейстер, преподаватель, сочинитель характерного танца, один из первых режиссеров кино- и мультипликационных фильмов. Заслуженный артист Республики (1921).
Ранние годы
Александр Ширяев родился 10 сентября 1867 года в Санкт-Петербурге. Его дедом по отцовской линии был известный балетный композитор Цезарь Пуни. Отец Гектор (Виктор) Цезарович Пуни (умер в 1889 году) был учеником Цезаря Чиарди, служил солистом-флейтистом в оркестре Большого театра. Мать Екатерина Ксенофонтовна Ширяева также выступала в Большом театре, была артисткой кордебалета. Согласно мемуарам Нинель Юлтыевой, Александр был незаконнорожденным ребенком, что объясняет его фамилию. Александр начал выступать на сцене еще ребенком, играя в спектаклях Александринского драматического театра.
Карьера танцовщика и балетмейстера
В 1885 году А. Ширяев окончил Санкт-Петербургское Императорское театральное училище, где его преподавателями были М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Л. И. Иванов. В 1886 году он был принят в Мариинский театр, где стал не только ведущим танцовщиком, но и репетитором при Мариусе Петипа. В 1900 году Александр Викторович стал помощником балетмейстера, а в 1903 году — вторым балетмейстером театра. С 1902 года Ширяев путешествовал по Европе и России изучая и записывая народные танцы.
12 мая 1905 года Александр Ширяев оставил службу в Мариинском театре. С 1909 по 1917 год он работал как танцовщик и балетмейстер в Берлине, Париже, Мюнхене, Монте-Карло, Риге, Варшаве. Также Ширяев работал в качестве репетитора в школе, которую он открыл в Лондоне. В Россию Ширяев вернулся в 1918 году.
Характерный танец и балетмейстерство
Репертуар Александра Ширяева-танцовщика включал в себя характерные и гротесковые партии в 32 балетах, среди которых «Приказ короля» (Милон), «Спящая красавица» (фея Карабос), «Конек-горбунок» (Иван-Дурак), «Эсмеральда» (Квазимодо), «Арлекинада» (Арлекин, Кассандр), «Коппелия» (Коппелиус), «Корсар» (Сеид-паша), «Раймонда» (Абдерахман), «Тщетная предосторожность» (Марцелина), «Млада» (Шут) и другие. Был первым исполнителем танца Буффона в балете «Щелкунчик», русской пляски в опере «Дубровский», пляски шутов и скоморохов в «Купце Калашникове» и других танцев, поставленных Львом Ивановым в операх.
Работая в Мариинском театре в качестве балетмейстера, Александр Ширяев, совместно с Мариусом Петипа, возобновил такие балеты как: «Наяда и рыбак», «Гарлемский тюльпан», «Коппелия», «Дочь фараона», «Царь Кандавл», «Конек-Горбунок». Одной из последних постановок Ширяева стало возобновление «Жизели», а последней его работой в Мариинском театре было возобновление «Пахиты».
Преподавательская деятельность и творчество в кино
С 1891 по 1909 год Александр Викторович преподавал в родном Императорском театральном училище, где под его руководством был впервые открыт характерный класс. После перерыва почти в десять лет он вновь вернулся работать в школу и преподавал в Ленинградском хореографическом училище с 1918 по 1941 год. Ширяев стоял у истоков национального отделения училища, в частности, воспитал основные кадры башкирского балета.
Александр Ширяев первым в мире создал систему обучения танцовщиков характерному танцу. У него учились балетные артисты многих поколений, в том числе: Андрей Лопухов, Нина Анисимова, Александр Бочаров, Михаил Фокин, Федор Лопухов, Александр Монахов, Александр Чекрыгин, Петр Гусев, Галина Уланова, Галина Исаева, Юрий Григорович и другие.
Кино и мультипликация
Будучи в одной из своих заграничных поездок в Лондоне, Александр Ширяев приобрел кинокамеру «Biokam». В начале сезона 1904/1905 годов Александр Ширяев обратился в Дирекцию императорских театров с просьбой разрешить ему безвозмездно снимать балерин театра, но получил отказ. Свои первые киноопыты он совершил на Украине, куда уехал с семьей.
С 1906 по 1909 год Александр Викторович занимался мультипликацией, применяя разные техники. Он создал мультипликационные фильмы-балеты, используя кукольную, рисованную и совмещенную техники. Его целью было воссоздание человеческого движения и хореографии. Фильмы Ширяева были восстановлены и оцифрованы, и были показаны на различных отечественных и международных фестивалях.
Личная жизнь
Александр Ширяев был дважды женат. Его первой супругой была балерина Мариинского театра Наталия Матвеева, с которой они вместе участвовали в постановках. У них была дочь, которая также занималась характерным танцем. В 1912 году дочь погибла, утонув, а вскоре после этого и Матвеева. В 1924 году Ширяев женился на драматической актрисе Р. Померанцевой, но этот брак оказался неудачным.
Александр Ширяев — выдающаяся личность в истории русского балета и кино. Его талант, творческая энергия и научная работа оставили глубокий след в искусстве и оказали значительное влияние на развитие танцевальной культуры.