Александр Сергеевич Яковлев

Биография
Александр Сергеевич Яковлев (19 марта [1 апреля] 1906, Москва — 22 августа 1989[…], Москва) — советский авиаконструктор, чл.-корр. (1943) и академик АН СССР (1976). Генерал-полковник авиации (с 1984, с 1946 по 1951 — генерал-полковник инженерно-авиационной службы, с 1951 по 1971 — генерал-полковник инженерно-технической службы, c 1971 по 1984 — генерал-полковник-инженер). Дважды Герой Социалистического Труда. Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева (1956—1984). Лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР.
Семья и происхождение
Родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в Москве, в семье служащего. Русский. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.
Личная жизнь
Первая жена — Лидия Николаевна Рудинкина (брак с 1934 по 1937), инженер. Приемная дочь Яна Рудзутака. Внучка кучера великого князя Сергея Александровича Андрея Алексеевича Рудинкина. Младший сын — Яковлев Александр Александрович (дочь — Яковлева Екатерина Александровна). Старший сын — Яковлев Сергей Александрович (у него двое сыновей от разных жен).
Первые шаги в авиации
В 1916 году поступил в частную мужскую гимназию П. Н. Страхова. В 1919—1922 годах работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
Открытие собственного конструкторского бюро
В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях. В 1927 году Яковлев построил легкий самолет АИР-1, и с этого момента началась его блестящая карьера в авиационной промышленности.
Работа и достижения
В 1927 году был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил в 1931 году. С 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. С 1934 года он возглавил конструкторское бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1956 года стал Генеральным конструктором ОКБ имени Яковлева.
Легендарные самолеты "Як"
За годы своей работы Яковлев создал более 200 типов и модификаций летательных аппаратов, включая более 100 серийных моделей. Большую популярность и признание получили его самолеты "Як". Во время Великой Отечественной войны, более 40 тысяч самолетов "Як" были построены для фронта, составляя две трети всех истребителей.
Награды и признание
За свои талант и вклад в развитие авиации, Александр Яковлев был удостоен множества почетных наград. Он стал дважды Героем Социалистического Труда и был удостоен Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий. Также он был академиком АН СССР.
Память и наследие
Александр Сергеевич Яковлев скончался 22 августа 1989 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За свою жизнь он создал настоящий авиационный феномен, и его труды останутся великим наследием для российской и мировой авиации.