Александр Гольденвейзер

Биография
Александр Борисович Гольденвейзер (26 февраля [10 марта] 1875, Кишинев, Бессарабская губерния, Российская империя — 26 ноября 1961, Николина Гора, Звенигородский район, Московская область, РСФСР, СССР) — русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, общественный деятель. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
Ранние годы
Родился 26 февраля (10 марта) 1875 года в Кишиневе, в семье присяжного поверенного Бориса Соломоновича Гольденвейзера. Свои первые музыкальные впечатления получил от матери Варвары Петровны Гольденвейзер, обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано. В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где начались его серьезные занятия музыкой с В. П. Прокуниным, собирателем русских народных песен, одним из учеников П. И. Чайковского.
Карьера и достижения
В 1889 году был принят в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, где попал в окружение музыкантов, во многом сформировавших его взгляды на искусство, на роль художника в общественной жизни и на задачи педагога.
Окончил Московскую консерваторию в 1895 году по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 — по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева (1892—1893). К 1900 году был достаточно известен, чтобы Андрей Белый упомянул его в поэме «Первое свидание», действие которой приурочено к этому году: «Поет под небо белый гейзер — Так заливается свирель, Так на рояли Гольденвейзер Берет уверенную трель».
Выступал как солист и ансамблист. В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал вплоть до 1956 года, в том числе в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.
В годы Великой Отечественной войны — в эвакуации, сначала в Нальчике, потом в Тбилиси и Ташкенте. В 1943 году возвратился в Москву. В период «ждановщины» выступил с позиций защиты традиционных музыкальных ценностей.
Преподавательская деятельность
Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 годах — преподаватель фортепиано Николаевского сиротского, Елисаветинского и Екатерининского женских институтов, в 1904—1906 — Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Преподавал также на Пречистенских рабочих курсах, в Народной консерватории, Алферовской гимназии (история искусств).
Музыкальная критика и общественная деятельность
В 1901 года выступал как музыкальный критик в печати, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир» и других изданиях. Был членом редакции журнала «Музыкальный труженик». В своих статьях Гольденвейзер вел просветительскую работу и активно пропагандировал русскую музыкальную культуру.
Учебная и руководящая деятельность в Московской консерватории
С 1906—1961 годах — профессор Московской консерватории по классу фортепиано. В 1936—1959 — заведующий кафедрой фортепиано. В 1918—1919 годах — помощник директора, 1919—1922 и 1932—1934 — заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 — директор (ректор) консерватории.
В 1931 году организовал «Особую детскую группу» при Московской консерватории. С 1936 по 1941 годы — художественный руководитель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
С 1932 по 1934 годы — заместитель председателя Московского отделения Союза советских композиторов СССР.
Личная жизнь и последние годы
Гольденвейзер идейно был близок с Львом Толстым. Их дружба завязалась в 1896 году благодаря увлечению шахматами. Как толстовец, не ел мяса. Присутствовал при кончине писателя в Астапове и подписал его завещание.
Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам — 27 ноября) в поселке Николина Гора. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Наследие
Согласно Музыкальной энциклопедии (1973), А. Гольденвейзер — «создатель одной из крупнейших советских пианистических школ, активный участник перестройки музыкального образования и разработки современной системы подготовки музыкантов в СССР, автор многих статей и докладов по этим вопросам».
Среди его учеников: С. Е. Фейнберг, Т. П. Николаева, Р. В. Тамаркина, Г. Р. Гинзбург, Д. Б. Кабалевский и многие другие.