Адольф Иосифович Шарлемань

Биография
Адольф Иосифович Шарлемань (Шарлемань-Боде, Боде-Шарлемань, 8 (20) декабря 1826, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 января (13 февраля) 1901, Санкт-Петербург, Российская империя) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик, автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой атласной колоды), сценограф. Автор формы придворных арапов.
Ранние годы и образование
Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств И. И. Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), француза из Руана, переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II. Получил общее образование в Училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра, где учился вместе со своим братом И. И. Шарлеманем. В 1848 году поступил в Императорскую Академию художеств, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а потом батальной в классе Б. П. Виллевальде.
Творчество и достижения
Приобретя вместе с последней из этих наград право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в 1859 году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Е. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии». Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание академика. Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам. Возвратившись в Санкт-Петербург, он стал работать над различными проектами, включая иллюстрации к книгам и панно для церквей и дворцов.
В 1867 г. появилась известная картина Шарлеманя — «Екатерина II в мастерской Фальконе», которая принесла художнику звание профессора и была приобретена императрицей Марией Александровной. С этого времени известность Шарлеманя стремительно возрастала, и его работы становились популярными как у издателей журналов, так и у широкой публики.
Он также стал автором известных иллюстраций к различным литературным произведениям, таким как басни И. А. Крылова, "Песня о купце Калашникове" М. Ю. Лермонтова, и "Евгений Онегин" А. С. Пушкина.
Поздние годы
Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины в 1901 году. Он служил художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг и был приглашен консультантом в рисовальные мастерские для создания акварелей военных сцен и торжеств. В 1873 году он получил титул художника Его Императорского Величества.
Адольф Иосифович Шарлемань похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге.
Жена художника была Елизавета Ивановна, дочь академика исторической живописи И. А. Гоха, который также владел фотомастерской на Невском проспекте.